_____________________________________________________________________________________________________________________________

Баннер Главная. Баннер Новости с флотов. Баннер О нас . Баннер Ссылки. Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая



15.10.2009
Сегодня к подножию креста в память моряков Цусимы лягут цветы
Игорь ВАТОЛИН
«О том, что никто не придет назад...»


Сегодня исполняется 105 лет со дня отплытия из Военного порта Либавы (ныне Лиепая) 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. Конечным пунктом беспримерного семимесячного похода стало Цусимское сражение, в котором эскадра была наголову разбита флотом Японии.

Гибельный поход

Либавская военно-морская крепость, заложенная в 1893 году и позднее названная именем российского императора Александра III, строилась как ответ на усиливающуюся активность Германии на Балтике. Однако в 1904 году незавершенному порту императора Александра III пришлось сыграть роль главной базы сосредоточения российских морских сил перед переходом на Дальний Восток. Там с февраля 1904 года шла война с Японией, складывавшаяся не в пользу России.
В октябре 1904 года Либава принимала лучшие корабли Балтийского флота, сведенные во 2-ю Тихоокеанскую эскадру (1-я была блокирована в Порт-Артуре) в составе нескольких отрядов общей численностью 57 судов. Ей предстоял изнуряющий 18 000-мильный (около 33 тысяч километров) поход, сравнимый с кругосветным плаванием. Для окончательного укомплектования и снабжения эскадры в Либаву из Кронштадта и Ревеля пришли 11 броненосцев, 14 крейсеров, 10 эскадренных миноносцев, большое число транспортов и вспомогательных судов. Такого количества кораблей в Либавском военном порту еще не было никогда
Многие суда не были готовы к дальнему походу. Так что работы хватило всем - и снабженцам, и оружейникам, и рабочим Либавского адмиралтейства.
Хотя официальный императорский смотр проходил в Ревеле, в Либаву прибыли император Николай II с великим князем, генерал-адмиралом Алексеем Александровичем. Они поднялись на борт отдельных судов для напутствия экипажей перед долгим плаванием.
Перед отплытием в православном Свято-Никольском морском соборе Военного городка и прямо на кораблях отслужили молебен. На момент отбытия эскадры Свято-Никольский морской собор в Либаве был главной по размерам и пышности убранства морской святыней Российской империи. Он мог одновременно вместить более двух тысяч человек. Начатый в 1903 году одноименный храм в Кронштадте будет завершен только в 1913 году
По мнению исследователей творчества Александра Блока в его хрестоматийном стихотворении «Девушка пела в церковном хоре...» отражено известие о Цусимской катастрофе. Упоминающиеся в нем купол и Царские врата - ассоциируются с либавским Свято-Никольским собором, где прошло последнее богослужение моряков на родной земле.

Посеешь ветер...

15 октября под перезвон соборных колоколов первым акваторию Либавского порта покинул отряд крейсеров контр-адмирала Энквиста, за ним уходил отряд новых эскадренных броненосцев вице-адмирала Рожественского... Далее следовали отряды эсминцев и транспортов капитанов 1-го ранга Добротворского и Радлова.
Не готовые к походу суда отправились вдогонку основной эскадре только через четыре месяца. Из них будет сформирована 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Небогатова. Подавляющему большинству ее судов пришлось пройти через доки Адмиралтейства порта Александра III. Его мастера справились с поставленной перед ними задачей. Благодарность за отличную работу командиру порта контр-адмиралу Ирецкому и его помощнику капитану 1-го ранга Оссовскому объявил лично Николай II.
Либавский порт мог бы в полной мере гордиться своей работой, если бы не трагический исход похода. В сражении 14- 15 мая 1905 года в Цусимском проливе эскадра была разгромлена. Среди прочих погиб эскадренный броненосец «Князь Суворов», на борту которого находился адмирал Рожественский, попавший раненым в плен к японцам
Прямым откликом на цусимскую катастрофу стала эскалация революции 1905 года. Одно из крупнейших в империи восстаний военных моряков вспыхнуло в ночь на 16 июня в казармах либавского Военного городка.
Другой реакцией на цусимское поражение стало принятие грандиозной программы по перевооружению российского флота и коренному пересмотру стратегии и тактики боевых действий. В 1905 году в Либаве создается первый в России Учебный отряд подводного плавания. Здесь контр-адмирал Эссен и капитан Колчак отрабатывают принципы минной войны - основного оружия Балтийского флота в ходе Первой мировой войны
Меньше всего в трагедии Цусимы был виноват порт императора Александра III, но именно это поражение решило судьбу военно-морской крепости, созданной как передовой порт для сильного флота. После Цусимы Балтийский флот фактически перестал существовать, а Либава стала рядовым военным портом на Балтийском море, как Ревель или Свеаборг.

Память Цусимы

Заботу о сохранении памяти героев Цусимы, проявивших беспримерное мужество в безвыходной ситуации, взяла на себя Лиепайская русская община.
- В июле 2007 года на День ВМФ при участии посла России Александра Вешнякова, лиепайских депутатов и общественников на территории Свято-Никольского морского собора на средства ЛРО открыли памятный знак о 2-й Тихоокеанской эскадре и последнем богослужении на родной земле. На 105-летие памятного события состоится возложение цветов, а с мая до июля в Русском доме ЛРО и школах города пройдут мероприятия, посвященные годовщине Цусимского сражения. Готовится выставка по этой теме, - рассказал «Часу» председатель правления ЛРО, депутат Лиепайской думы от ЦС Валерий Кравцов.

Дата: 2008-02-27

Атомный ледокольный флот России передают «Росатому»
МУРМАНСК, 27 февраля.


Атомный ледокольный флот России готовят к передаче новому оператору. Его передадут в состав создаваемого в структуре госкорпорации Росатом ледокольно-технологического комплекса «Атомфлот» после истечения 28 августа срока договора о доверительном управлении атомным флотом Мурманским морским пароходством. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил официальный представитель Росатома. Он также уточнил, что проблемы, связанные с реализацией этого проекта, обсуждались в Мурманске на совещании специалистов — атомщиков и представителей руководства области. По словам губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, он специально инициировал обсуждение вопроса на совещании, потому что решение о передаче атомного флота уже принято и нужно реализовывать его максимально эффективно и безболезненно для плавсостава. Заместитель руководителя Росатома Евгений Евстратов, в свою очередь, отметил, что государством принято решение о сохранении и модернизации российского атомного флота с целью обеспечения его конкретности в Северных морях. Евстратов добавил, что Росатомом ведется работа по возможному выделению бюджетных средств на модернизацию существующих кораблей и строительству трех новых атомных ледоколов». Заместитель директора компании «Атомэнергопром» Сергей Обозов, со своей стороны, подчеркнул, что в настоящее время специалистами Росатома разрабатываются предложения по развитию атомного флота России. В частности он сообщил, что «предлагается пересмотреть тарифную политику на услуги атомного флота». «Последний раз эти тарифы менялись в 2002 году», — напомнил он. По мнению представителей Росатома, необходимо сохранить тарифы на ледовую проводку судов и ввести абонентскую плату, направляя вырученные средства на ремонт ледоколов. Обозов считает также, что местным профсоюзам необходимо выработать предложения по уровню заработной платы для работников «Атомфлота» и социальным гарантиям, которые будут рассмотрены Росатомом. Тем временем мурманские моряки, работающие на атомоходах, скептически относятся к перестройке управления уникальным флотом. Находясь в составе пароходства, считают они, ледоколы с ядерными энергетическими установками даже в годы стихийных рыночных реформ не только сохранили свой потенциал, но и модернизировались за счет средств не государства, а пароходства. По их мнению государственное ремонтно-технологическое предприятие «Атомфлот» и сейчас еле сводит концы с концами, не получая должного финансирования из федерального бюджета. Передача ему ледоколов, считают капитаны атомоходов, ставит под угрозу как саму эксплуатацию судов, так и обеспечение радиационной безопасности.



Hosted by uCoz