|
Первые: Командир корабля капитан 2 ранга Шейченко Анатолий Андреевич. Старший помощник командира капитан 3 ранга Маслов Леонид Викторович. Помощник командира капитан-лейтенант Герасимов Игорь Николаевич. Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Прокофьев Александр Петрович. Командир ЭНГ лейтенант Сей Роман Васильевич. Командир БЧ-2 капитан-лейтенант Ефимов Командир группы БЧ-2 лейтенант Захаров Лев Васильевич, впоследствии командир РПК СН пр.667 кандидат военных наук, старший офицер отдела стратегических исследований Ген.штаба ВС СССР. Командир БЧ-3 капитан-лейтенант Ильин Владимир Дмитриевич, впоследствии помощник командира "К-153", старший помощник командира "К-110", командир "К-88" с августа 1969 г., выполнил восемь боевых служб, в том числе один автономный поход продолжительностью 135 суток через весь Атлантический океан до 50-й параллели южной широты, за эту автономку он награжден медалью "За отвагу". Командир БЧ-4-РТС лейтенант Вязьмин Юрий Викторович. Командир БЧ-5 капитан-лейтенант Дергай Владимир Сергеевич, впоследствии после окончания ВМА был командиром БЧ-5 на АПЛ. Командир группы БЧ-5 лейтенант Девликамов Гарри Шавкетович. Подводная лодка "К-36" прибыла с СМП после постройки осенью 1961 г. и вошла в состав 18-й ДиПЛ. С первых дней экипаж активно включился в отработку курсовых задач. Опытные подводники командиры боевых частей БЧ-1 А. Прокофьев, БЧ-3 В. Ильин, БЧ-5 В. Дергай и менее опытные, но энергичные грамотные молодые офицеры Ю. Вязьмин, Л. Захаров под руководством старшего помощника Л. Маслова во главе с командиром подводной лодки А.А. Шейченко готовили и успешно сдавали штабу дивизии курсовые задачи с высоким качеством. "К-36" успешно выполняла боевые упражнения - торпедные и ракетные стрельбы. Со временем офицеры получат продвижение по службе и станут командирами: В. Ильин будет командовать подводной лодкой пр.629, а Л. Захаров будет командовать РПК СН пр. 667 БДР. В середине 1964 г. на "К-36" командиром назначили старпома с "К-93" Леонида Константиновича Задорина, которому пришлось нелегко управлять экипажем подводной лодкой после ухода прежнего. Л.К. Задорин выправил дело с воинской дисциплиной, выполнил боевую службу и в конце 1965 г. "К-36" отправили в Северодвинск на СМП для модернизации под ракетный комплекс Д-4. В 1967 г. "К-36" одна из первых прошла модернизацию под ракетный комплекс Д-4, став проектом 629А. Л.К. Задорина в 1967 г. назначили на строящийся РПК СН пр.667А. Леонид Константинович приведёт "К-210" к месту постоянного базирования в б. Ягельная, отработает все курсовые задачи и выполнит плановые боевые службы. В дальнейшем Л.К. Задорин возглавит канцелярию Главкома ВМФ. В описываемый период: Командир корабля капитан 2 ранга Абраменко Энвер Александрович, впоследствии контр-адмирал, начальник Оперативного Управления ТОФ. Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Кудинов Юрий. Командир ЭНГ лейтенант Стогул Павел. Май 1968 г. На подводной лодке "К-36" отрабатывался резервный экипаж нашей дивизии. Командир экипажа капитан 2 ранга Куликовский Сергей Евгеньевич, младший штурман лейтенант Макода Виталий Сергеевич. Отработка элементов задачи № 3 с последующем выполнением ракетной стрельбы. При выполнении РС с необорудованной позиции на боевом курсе бортовая качка достигала свыше 10 градусов, что не позволяло использовать АНС "Сегмент" для определения места и поправки системы курсоуказания. А что, если изменить Боевой курс на 90 градусов, лечь против волны? На этом курсе выполнить все действия по предстартовой подготовке, а за один час до стрельбы медленно повернуть на БК. При медленной циркуляции гироазимуты сохранят свой прежний уход. Свои соображения доложил контр-адмиралу И.Ф. Ускову. "Но это же грубое нарушение "Правил ракетной стрельбы" и "Руководства по штурманскому обеспечению РС баллистическими ракетами с подводных лодок, вооруженных НК "Сигма"! Однако вскоре Иван Федорович согласился изменить боевой курс в интересах использования АНС "Сегмент". Ракетная стрельба получилась удачной. Эксперимент состоялся. Против этого эксперимента выступали представители 9 НИИ и контролер от Гидрографической службы СФ. Но, как говорится, победителей не судят. Прошло около года и наше новшество вошло в новый руководящий документ "РНОРС-1-69". Измененный Боевой курс был назван нами "Курс выработки навигационных параметров". Через два года в Приложении № 2 к журналу "Морской сборник" (сов. секретно) была опубликована статья "Пути повышения готовности навигационного комплекса "Сигма" к обеспечению ракетных стрельб", авторы: Богомазов К.Я., Усков И.Ф. Капитан 1 ранга К.Я. БОГОМАЗОВ Подводный Флот №8 - 2002г. Статья размещена капитаном 2 ранга Селиным В.Т. в память о своих друзьях: первого командира БЧ-1 К-36 Прокофьева А.П. и первого командира БЧ-3 К-36 Ильина В.Д.,с которыми служил и дружил семьями в Полярном, Оленьей губе, Риге. 14/03/2007г. |