Баннер Главная. Баннер Новости с флотов. Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая

Главная

О нас

Ссылки

Новости с флотов

Литература

Воспоминания ч.1

Воспоминания ч.2

Воспоминания уч. ВОВ

Фото

Гостевая

ПЛ
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПОДВОДНИКАМ ЛЕГЕНДАРНОЙ ПЛ "Л-3" ПОСВЯЩАЕТСЯ!!!


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ ЛУГАНСКОГО ИВАНА СЕМЕНОВИЧА
открывшейся 23.04.2009года в музее колледжа «Г.Я.Седова»,
в г. Ростове-на-Дону, с хронологией жизни и кратким комментарием.


ДЕТСТВО

1912 г.Родился 2 октября(фактически 2 декабря) в г.Батайске(западная часть города – село Койсуг) Ростовской области в семье слесаря Луганского Семена Андреевича.
Прадед Моисей и дед Андрей были хлеборобами. Прапрадед родился в Днепропетровске, откуда был призван на службу в армию. Отец Семен Андреевич до Октябрьской революции служил на Северном Кавказе командиром отделения взвода в звании старшего сержанта.

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

1924 г. Оканчивает 4-х летнюю школу №6 г. Батайска, которая была открыта в 1913 году. Перед зачислением в 45 школу обучается у репетитора. Здание сохранено до настоящего времени.
1929 г. Оканчивает 8-ми летнюю школу №45 г. Ростова-на-Дону пр. Ворошиловский 29. Здание сохранено до настоящего времени.
1931 г. Оканчивает 10-ти летнюю школу №43 г. Ростова-на-Дону пр. Буденовский 64. Здание во время войны было разрушено и отстроено на новом месте. Школа была с сельскохозяйственным уклоном.
”Луганский"
1931-1932 г. Работает агрономом-садоводом в Адыгее.

«СЕДОВКА»

1932 г. Поступает на учебу в РМУ им. Г.Я. Седова г. Ростова-на-Дону ул. Седова 8.
1933 г. Стажировка на учебном 3-х мачтовом парусном судне – собственности училища баркентине «Вега». Ранее это было финское судно «Тара», которое совершало коммерческие рейсы на линии Европа - Южная Америка.
1936 г. Окончил учебу в РМУ им. Г.Я. Седова.

ЧЕРНОЕ МОРЕ

1936-1938 г. Работает в Азово-Черноморском пароходстве (г. Жданов) в качестве штурмана судов «Мариуполь», «Красный моряк», «Чайка» на которой был рейс в Германию.
”Луганский"

ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА

1938 – 1939 г. Учится в Ленинграде. Аттестован в лейтенанты пограничной службы.
1939-1940 г. Командир пограничного катера 10- го погранотряда близ города Владивостока. В период войны с Финляндией отозван в Ленинград.
1940 -1941г. Работает в городе Выборге.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

1941-1942 г. Участвует в боевых действиях морской пехоты на Ораниенбаумском пятачке Финского залива (г. Ломоносов).
1942 г. Участвует в августовском и ноябрьском боевых походах на подлодке Л-3 «Фрунзовец» в качестве командира группы рулевых БЧ-1.
”Л-3"
Награждается первым орденом «Боевого Красного Знамени» - 14.10.1942г. в актовом зале Октябрьской революции училища Фрунзе в Ленинграде (пр. Ком КБФ №62 от 22.09.42г.).
Боевые походы с участием ст. лейтенанта Луганского И.С. на подводной лодке Л-3 «Фрунзовец» описаны в книгах А.И.Зонина «Просоленные годы, дневник и рассказы» и П.Д. Грищенко «Соль службы», «Схватка под водой».
”Л-3"
1943 г. Командир БЧ-1 Подлодок Щ-318 с 3.02 по 3.07.1943 года (командир капитан 3-го ранга Бутышкин Н.Н.), а затем с 3.07 по 12.01.1944г. Щ-407 (командир капитан 3-го ранга Бочаров П.И.). Награждён медалью «За оборону Ленинграда», которой очень гордился.
1944 г. Старший помощник командира подлодки Щ-307 «Треска» 3-го дивизиона Балтийской бригады подлодок. (командир Щ-307 капитан 3-го ранга Герой Советского Союза Калинин М.С. ). За октябрьский боевой поход и потопление 6-ти немецких транспортов награждён вторым орденом «Боевого Красного Знамени» (пр. Ком КБФ №138 от 4.11.44г.).
”За ”Луганский"

Участие в боевом походе на Щ-307 с 4.10 по 7.11.1944 года.

Между 4 и 8 октября 1944 года пройдя сложный путь из Кронштадта шхерным фарватером от острова Лавенсари до острова Корпо Щ-307 уже 11.10.44г. заняла позицию у фарватера ведущего к порту Виндава. Вечером 19.10.44г в 16 часов 45 мин. Щ-307 четырьмя торпедами потопила 6000 и 8000 тонные стоящие на якоре сухогрузы противника и повредила один танкер. В 17 часов 21 мин Щ-307 всплыла под перископ.
Танкер с сильно погруженной кормой накренился на левый борт, но держался на плаву. Результаты атаки наблюдали в перископ помощник командира капитан – лейтенант Луганский И.С. и штурман. Ночью 29.10.44г крейсируя между портами Виндава и Либава Щ-307 атаковала двумя торпедами и отправила на дно Балтики транспорт противника вместимостью около 5000 брт. Вечером 3.11.44г. около 22 час Щ-307 обнаружила три транспорта в сопровождении двух сторожевых кораблей.
Атакуя из надводного положения Щ-307 потопила транспорт противника «Скрунда» вместимостью около 2500 брт. Расстреляв боезапас снайперская субмарина Щ-307 7.11.44 г. вернулась с большой победой на плавбазу «Смольный» в г.Турку.
Так как на этот момент соглашения о ремонте наших субмарин на судоремонтных заводах Финляндии не было заключено, то ремонт Щ-307, как и пришедшей два дня позднее из похода Щ-407 вероятно осуществлялся в Кронштадте и продолжался до января 1945 года.
”Орден ”Рубка
Информация о периодах войны с 7.11.44г до 4.01.45г и с 2.02 до 9.05.45г о капитане - лейтенанте Луганском И.С. требует уточнения. Так при жизни Иван Семенович рассказывал о боевых походах на других субмаринах 3-го дивизиона бригады подлодок Балтики. Его воспоминания совпадают с описанным в книге Морозова М.Э. и К.Л. Кулагина «Щуки» и писателя Дмитриева В.И. «Атакуют подводники» исторического боевого похода подлодки Щ-309 «Дельфин» с 18.02 по 4.03 1945г, где указан источник - Центральный Военно-Морской музей – рукописно - документальный фонд - д. 243, л.л. 42 об.- 44, 45 об.
Он говорил, что не любил сидеть на берегу, когда Щ-307 длительные месяцы находилась на ремонте и сам просил командование направить его в море на другой подлодке.
Так в ноябре-декабре 1944 года, а так же после январского 1945 года боевого похода и до конца войны подводная лодка Щ-307 находилась на ремонте.
В книге Морозова М.Э. и К.Л. Кулагина «Советский подводный флот» (стр.388) пишется о проблемах комплектования офицерских кадров, что вероятно и послужило причиной участия Луганского И.С. в боевых походах на других субмаринах 3-го дивизиона бригады подлодок Балтики.

Иван Семенович рассказывая об очередном боевом походе и говорил, что командиром подлодки в декабрьском 1944г. походе был Бочаров П.И., торпедирование транспорта осуществлялось с заходом в бухту противника – (4 декабря 1944 года в Пуцком заливе Щ-407 потопила германский теплоход «Зеебург»). В послужной карте Ивана Семеновича отмечено, что еще раньше с 3.07.43г. по 12.01.1944 года он служил командиром БЧ-1 на подлодке Щ-407 где командиром вновь был назначен капитан 3-го ранга Бочаров П.И., поэтому вероятно и взял его, как опытного старпома, на период ремонта (с 7.11.44 по 4.01.45г) Щ-307 в этот боевой поход. Тем более, что ремонт Щ-307 и Щ-407 вероятно проводился в одном месте.

Далее - племянник Луганский Василий Петрович спросил у Ивана Семеновича, находясь у него в гостях в Ленинграде в1985 году - «Где Вы встретили 9 мая 1945 года», он ответил, что в море, в боевом походе и даже торпедировали субмарину противника находившуюся в надводном положении без хода. Известно, что 9 мая 1945 года из состава 3-го дивизиона бригады подлодок КБФ Щ-303, Щ-307, Щ-318 находились на ремонте, Щ-310 вернулась в базу 26.04.45г, где и встретила День Победы, Щ-309 тоже находилась в походе с 30.03 по 10.05.1945, но Луганский И.С. не мог быть на ней, так - как согласно архивной справки ЦВМА приказом комдива №011 от 11.04.1945г он был назначен председателем комиссии по проверке секретного делопроизводства.
При жизни он говорил, что День Победы встретил в боевом походе. Следует, что его встреча Дня Победы была на подлодке Щ-407, которая вышла в боевой поход 19.04.1945года.

1945 г. За январский боевой поход на Щ-307 и потопление 2-х немецких транспортов награжден третьим орденом «Боевого Красного Знамени» (пр. Ком КБФ №30 от 13.03.45г.). Награждён медалями: «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией».

Боевой поход «Щ-307» «Треска» с 4.01 по 1.02.1945 года.

Выйдя 4.01.45г. из Турку в море и затратив пять суток на борьбу со штормом Щ-307 11.01.45 заняла позицию в районе порта Либавы. В первый же вечер атакуя немецкий конвой из надводного положения двумя торпедами отправила на дно Балтики еще одно судно противника.
Вечером 16.01.45г. Щ-307 торпедировала транспорт противника «Генриета Шульте» (1923 брт). Судно загорелось и утром следующего дня затонуло на мелководье. В последующие дни боевого похода обнаружить противника не удалось и «Щ-307» в конце января возвратилась в г. Турку где и простояла до конца войны.
«Карта»

Принимая во внимание прижизненный рассказ о войне требуется уточнить участие Луганского И.С. в боевом походе на «Щ-309» «Дельфин» с 18.02 по 4.03.1945 года, так как отдельные эпизоды совпадают с его рассказом и логическом рассуждении об этом периоде.

18 февраля 1945 г. Гвардейская субмарина под командованием капитана 3-го ранга П.П.Ветчинкина вышла в море и вечером 22-го февраля заняла позицию у Либавы. Поход обеспечивал комбриг контр-адмирал С.Б. Верховский, которому позднее присвоили звание Героя Советского Союза (сведения из Интернета). Утром 23 февраля в 6 часов «Дельфин» успешно атаковал конвой: крупный транспорт шел в охранении двух боевых кораблей. Три торпеды одна за другой устремились к судну. И почти сразу же раздался оглушительный грохот взрыва – командир атаковал с очень короткой дистанции.
Транспорт окутавшись клубами дыма, стал медленно погружаться. Было потоплено немецкое турбинное судно «Гёттинген» (6267брт). На борту судна находилось 1300 солдат маршевого пополнения для курляндской группировки, из которых около сотни погибло.
Противник обнаружил подводную лодку. На неё резко повернул вражеский тральщик. Срочное погружение. Командир маневрируя под водой, пытался увести «Щ-309» из-под удара. Но шум винтов тральщика слышался все четче. Тогда Ветчинкин, приказав остановить электромоторы, положил лодку на грунт. Глубиномер показывал 60 метров. Был остановлен гирокомпас. Все замерло, притихло в отсеках. Гитлеровцы яростно швыряли в воду глубинные бомбы. В течение 5 часов немецкие тральщики преследовали лодку, сбросив 36 глубинных бомб.

От сотрясения корпуса в лодке погасли лампы освещения, посыпались на палубу стекла приборов. В результате бомбардировки временно вышел из строя командирский перископ, появились вмятины в прочном корпусе. Серии бомб рвались совсем рядом то с одного, то с другого борта. Так продолжалось на протяжении пяти часов.
А потом, вражеский корабль (это был тральщик «М-801»), послав своему командованию донесение о потоплении советской подводной лодки, ушел из этого района. Иван Семенович вспоминал, что возвращаться с того света, при неработающих навигационных приборах, пришлось на ощупь – по исчислениям, в которых он как опытный штурман принимал непосредственное участие. Всем смертям назло - «Щ-309» 3 марта, взломав тонкий звенящий ледок, всплыла у входа в финские шхеры и вскоре вошла в базу. (ЦВММ, рукописно - документальный фонд, д. 243, л л. 42об. - 44об, 45 об.).

В связи с выше изложенным и сравнив прижизненные рассказы о боевых походах в 1944-1945 годах необходимо уточнить:
1. Участвовал ли капитан-лейтенант Луганский И.С. в составе экипажа подлодки «Щ-407» (командир Бочаров П.И.) в двух боевых походах, которые проходили с 24.11 по11.12.1944г и с 19.04.1945 по 11.05.1945г.
2. Участвовал ли капитан-лейтенант Луганский И.С. в составе экипажа подлодки «Щ-309» «Дельфин» (командир капитан 3 ранга Ветчинкин П.П.) в боевом походе, который проходил с 18.02 по 4.03.1945г.


Из архива ЦВМА ответили, что вахтенные журналы Щ-407 и Щ-309 этого периода на хранение в ЦВМА г. Гатчины не поступали. Поэтому просим читателей оказать содействие в получении весьма нужной для нас исторической информации.
Источники информации мы предполагаем следующие:
1. Институт военной истории Минобороны РФ 119330 г. Москва Университетский пр. 14
2. Архив Минобороны РФ г. Подольск
3. Историческая группа Главного штаба Главнокомандующего ВМФ РФ 105175 г. Москва Начальник службы информации Дыгало Игорь Викторович тел. Факс 8(495) 604-37-60, Тел.604-21-16, 604-33-13
4. Центральный Военно-Морской музей 199034 г.Санкт-Питербург Биржевая пл. д.4 тел. Факс 8(812) 328-27-01, 328-25-02.
5. Ежеквартальные политдонесения начальника политотдела бригады подлодок Балтийского флота в Политуправление ВМФ капитана 2-го ранга С.С. Жамкочьян (с 22.12.1944г по 9.05.1945г).

В книге авторов М.Э. Морозов, К.Л.Кулагин « Советский подводный флот 22-45гг.» описывается, что по боевым походам оформлялись следующие документы: Боевой приказ, вахтенный журнал, журнал боевых действий. Как информируют нас моряки в приказе должен быть отражен состав экипажа уходящей на боевое задание подлодки - поэтому в личных делах командиров Щ -309 Ветчинкина П.П. и Щ-407 Бочарова П.И. они должны быть.
После похода: Донесение командира, легенду о боевых столкновениях с подробным журналом боевых действий оформлял старпом. Согласно приказа ВМФ №00304 от 24.08.42г штабы бригад подлодок отчеты о походах ежеквартально направляли в Управление подводного плавания ВМФ, Главный морской штаб и Исторический отдел ГМШ.
Сейчас в ЦВММ в Санкт - Питербурге вероятно сохранились донесения с выписками из вахтенных журналов, кальками маневрирования за каждый день похода и кальками маневрирования в ходе боевых столкновений.
Писатель - маринист П.Д.Грищенко – командир Л-3 обратился в Центральный Военно –Морской музей и его работники с любезностью представили ему вахтенный журнал с его подлодки августо- сентябрьского боевого похода 1942 года.
”Щ-307"


ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

1946-1948 г. Служба на Щ-309 «Дельфин» и Н-30 (бывшая германская U-3041 XXI серии).

”ЗБЗ" «Луганский
1948-1950 г. Старпом подлодки «Б-29» 4 ВМФ. Награждён медалью «За боевые заслуги».

1950-1953 г. Старший командир – инструктор Рижского Военно-морского клуба Республиканского комитета Досфлота Латвийской ССР (проживал в центре г. Риги ул. Яула, д.19, кв.2).

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ г. ПОЛЯРНЫЙ

1953-1954 г. Старпом подлодки Б-9 (бывшей Балтийской «К-56») 161 бригады подводных лодок Северного флота г. Полярный. Награжден орденом «Красной Звезды» (Указ Пр. ВС СССР от 30.04.54г.)
«Луганский

НОВОЗЕМЕЛЬСКИЙ ПОЛИГОН

1954-1955 г. Командир подлодки «Б-9» 241 бригады опытовых кораблей г. Северодвинск (Молотовск), (затем по справке ЦВМА от 9.02.1998г .№22244 г. Гатчина из послужного списка командир в/ч №77510).
21.09.1955года принимает непосредственное участие в испытаниях атомного боевого заряда торпеды «Т-5» (подводный взрыв) в губе Черная на Новоземельском полигоне.
Согласно постановления Совета Министров СССР от 25 августа 1955 года было принято решение о проведении испытания на Новой Земле ядерного заряда торпеды «Т-5». Задача личного состава полигона состояла в регистрации параметров ядерного взрыва и фиксации поведения военно - морской техники во время взрыва. Обслуживание измерительной аппаратуры велось прикомандированными специалистами и сотрудниками полигона.
Поход в атомный ад прославленной К-56 (Б-9) начинался в Северодвинске. В 1955-м Иван Семенович уже самостоятельно командует подлодкой Северного флота «Б-9». Назначение на должность командира произошло 11 сентября 1954г - за 6 дней до директивы ВМФ о создании полигона и уже в апреле 1955года он получил приказ: «прибыть в Молотовск (г.Северодвинск) для переоборудования подлодки. Цель «переоборудования» не объяснялась. Но, как отмечает в своих воспоминаниях Иван Семенович, «по факту переукомплектования, замены части экипажа более устойчивыми в моральном отношении офицерами и матросами, а так же по вниманию особого отдела бригады становилось очевидно, что задачи предстоит решать необычные и весьма ответственные...»

241-я БРНГАДА

Летом 1955 года лодка «Б-9» перешла в Молотовск и стала у причала завода № 402. По словам Ивана Семеновича, ее встретила группа инженеров завода. Только после обстоятельного разговора с ними стала проясняться цель «переоборудования», как, впрочем, и дальнейшая судьба корабля, но вслух об этом тогда не говорили... За год до этого на Новой Земле был создан испытательный полигон. Для изучения «факторов воздействия» атомного оружия на боевую технику требовались корабли-цели. Поэтому приказом командования в Молотовске организовали 241-ю бригаду опытовых кораблей.
Ее возглавил капитан I ранга П.А. Бертяшкин. В состав бригады с Северного флота - была включена участница Великой Отечественной крейсерская ПЛ «Б-9», бывшая Балтийская «К-56». Она не раз швартовалась, то у причалов завода № 402, то на Яграх для специального «переоборудования». Все работы выполнялись ускоренными темпами. На подлодке главным образом монтировались приборы: для регистрации воздействия ударной волны, дозиметрические - для замеров проникающей и остаточной радиации, а также измерители светового излучения по проекту №218, который выполнили ЦКБ-54 и ЦКБ-55 Минсудпрома. Уже в конце июля первая группа кораблей прибыла к Новой Земле...

Время «Ч» Корабли расставили на бочках по разработанному плану - дальше или ближе к эпицентру запланированного взрыва. В «эпицентр» поставили минный тральщик-стотонник пр.253-Л. На мачте его смонтировали ядерный боезаряд, который подрывался по радиосигналу.

Подлодку « Б - 9» расположили в 8000 метрах от тральщика, на котором планировалось подорвать ядерный боезаряд торпеды «Т-5», как бы в подвешенном состоянии: с помощью якорей и тросов. Б-9 была установлена на перископной глубине – 9 метров, удифферентована с небольшой отрицательной плавучестью. Взрыв атомного боевого заряда, опущенного на глубину примерно 10 метров, был произведен 21 сентября 1955года в 8ч.00 мин. Иван Семенович описывал свои впечатления так: «Мне в числе нескольких командиров на защищенном наблюдательном пункте, на расстоянии в 8-10 км от эпицентра взрыва «посчастливилось» увидеть и услышать жуткое зрелище, наблюдая его в специальное оптическое устройство. Раздался негромкий хлопок, поверхность над местом взрыва закипела, вспучилась и тут же начал подниматься водяной столб, внутри которого горящие газы образовали ярко светящийся стержень.
Буквально через мгновение на вершине столба вырос огненный купол грибовидного облака, а от его подножия во все стороны пошли большие волны, а вверх взметнулись раскаленные обломки тральщика, корабля - «смертника», находящегося в эпицентре взрыва, выполнившего историческую роль на первом этапе флотских испытаний. Я был поражен увиденным и тем, как может грохотать и гудеть земля под ногами, как неведомая сила ударной волны сметает все на своем пути, а световое излучение сжигает объекты и корабли цели...
Грибовидное облако удалялось на восток, в сторону Карского моря, распространяя на своем пути радиоактивные осадки, разрушение, гибель опытовых объектов и всего созданного природой. Вскоре оно исчезло из виду, и наступила мертвая тишина...» ПЛ «Б-9» - пострадала незначительно, оставаясь в том же положении (видны перископ и антенна), но через 30 часов погрузилась и повисла на стропах понтонов.
Из-за нарушения плотности сальников в корпус поступило около 30 т воды и залило электродвигатели. Большинство повреждений на Б-9 в дальнейшем было устранено прибывшим на неё личным составом за 3 дня. Поэтому вскоре с помощью спасателей после тщательной дезактивации все уцелевшие корабли стали готовить к переходу в Северодвинск.
Позже все они вернулись к причалам 241-й бригады. Иван Семенович, вследствие проводимых после испытания мероприятий, получил облучение и приказом Главнокомандующего ВМФ № 00616 от 22.10.1955 г. уволен в запас по Рижскому ГВК. Личного дела в архивах ЦВМА г. Гатчина и МО г. Подольск – нет. Возможно хранение в архиве Калининградского облвоенкомата. В 1956 году атомные взрывы на Новой Земле не проводились - действовал мораторий.

ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В ПОДВОДНОМ ФЛОТЕ.

В городе Ростове - на - Дону проживал на улице Российской . Помнится работал матросом на речном трамвайчике у Ворошиловского моста на Дону.
1955г -1995г. Проживал в городах: Риге, Ленинграде, Каменск - Уральске, Кингисеппе, Грозном, Таганроге, Ростове-на-Дону, Днепропетровске – где и похоронен.


Админ сайта «Советский подводник» благодарит Василия Петровича Луганского за представленные к публикации материалы.

Читать далее >

РБК. Политика



Hosted by uCoz