Баннер Главная. Баннер Новости флота . Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая




Леонид Баум
Капитан 2 ранга
 БАУМАН

ПОДВОДНИКИ БАЛТИКИ АТАКУЮТ.

В годы Великой Отечественной войны Балтийский флот надежно защищал Ленинград, оказывал поддержку приморским флангам сухопутной армии. Захватив побережье и острова Финского залива, гитлеровцы все сделали для блокады флота. Ни один морской театр второй мировой войны не имел такой мощной противолодочной обороны, какую создали немцы на ближних и дальних подступах в Кронштадту. Только упорство и героизм подводников - балтийцев, мастерство и храбрость командиров лодок, сделали возможными преодоление многочисленных противолодочных преград и естественных препятствий плавания в Финском заливе и Балтийском море.

Уже на третий день войны подводная лодка «С - 4» (командир - капитан 3 ранга Д.С. Абросимов) на мелководье атаковала и потопила охраняемый транспорт. Отрываясь от преследования сторожевиков, лодка ударилась о подводное препятствие и легла на грунт на глубине 18 метров. Корабли противника сбросили глубинные бомбы и в уверенности, что лодку потопили, ушли. Ночью удалось всплыть и с тяжелыми повреждениями благополучно вернуться на базу.

На Балтике широкую известность получили боевые дела подводной лодки «Щ - 406», которой командовал капитан - лейтенант Е.Я.Осипов. Свой первый боевой поход она совершила в августе 1941 года. Боевое мастерство командира, хорошая выучка экипажа, отвага и мужество проявились в одном из походов в июне 1942 года. Лодка атаковала пять вражеских судов. Корабли противника многократно преследовали и бомбили подводников, но они вышли победителями. В октябре 1942 года лодка награждена орденом Красного Знамени, личный состав - орденами и медалями, командиру присвоено звание Героя Советского Союза.

Среди подводников - балтийцев особо отличился личный состав ПЛ. «Л - 3». С первых дней войны эта лодка участвовала в боевых действиях сначала под командованием капитана 2 ранга П.Д.Грищенко, а затем - Героя Советского Союза капитана 2 ранга В.К. Коновалова. Лодка совершила восемь боевых походов и потопила свыше 10 вражеских кораблей и судов. Часть из них подорвались на минах, поставленных «Л - 3». 1 марта 1943 года лодка преобразована в Гвардейскую. 423 ордена и медали были вручены подводникам, в том числе 15 орденов Ленина.

В конце июня 1941 года в свой первый поход из Таллинна вышла подводная лодка «Лембит» (имя эстонского национального борца с немецкими феодалами лодка английской постройки сохранила при включении ее в состав ВМФ СССР из эстонского флота в 1940 году). Ей предстояло пройти через все Балтийское море в его южную часть и поставить мины. На этих минах подорвалось два вражеских корабля. В одном из походов в 1942 году от разрывов глубинных бомб противника в лодке произошел взрыв, начался пожар в аккумуляторной яме. Разошлись швы прочного корпуса, лодка упала на грунт. Экипаж сумел ликвидировать повреждения, лодка - плохо управляемая, без связи - сумела форсировать Финский залив и вернуться на базу. Первоначально командовал лодкой капитан - лейтенант В.А.Полещук, а потом до конца войны - капитан 3 ранга А.М.Матиясевич.

С мая 1942 года немцы приступили к минным постановкам в Финском заливе, чтобы не допустить выход советских подводников в Балтийское море. На Гогландском и Порккала -Удском противолодочных рубежах ставились якорные антенные и магнитные донные мины. Заграждения усиленно охранялись противолодочными кораблями, на финских островах имелись артиллерийские батареи. Система наблюдения включала в себя радиолокационные и шумопеленгаторные станции, самолеты - разведчики.

Создав противолодочные позиции, гитлеровцы были настолько уверены в неуязвимости своих коммуникаций, что разрешили транспортам свободно плавать Б Балтийском море и Финском заливе без охранения. Появление наших подводных лодок в 1942 году для них было полной неожиданностью.

Балтийские подводники зимой 1941 - 1942 года в тяжелейших условиях блокады Ленинграда тщательно готовились к предстоящим летом боевым действиям.

Уже после выхода из огражденной части Морского канала и до Кронштадта лодки подвергались ударам артиллерии из Стрельны и Петергофа. От Кронштадта до острова Лавенсари на лодки нападали самолеты и катера противника. Их прикрывали и эскортировали наши тральщики и корабли охранения. У острова ночью проводили последние приготовления, получали новейшие разведанные, заряжали аккумуляторы. Днем лежали на грунте.

От Лавенсари начинался последний и самый трудный этап выхода на позиции в Балтийское море - преодоление мощной системы противолодочных рубежей. При удачном возвращении это асе повторялось в обратной последовательности. Все лето 1942 года подводники тремя эшелонами выходили в Балтийское море и громили врага. В этой жестокой борьбе были тяжелые потери.

Летом подводная лодка «Щ-317», которой командовал капитан- лейтенант Н. К. Мохов, вышла в открытое море. Долго крейсировала, нанося удары по фашистским транспортам. Преследуемая противником, она успела донести о потоплении 5 транспортов водоизмещением около 46000 тонн с войсками и боевой техникой. Все атаки и гибель 5 транспортов впоследствии подтверждены документами противника. Лодка не вернулась. Смертью храбрых погиб экипаж. Навсегда остался в море и обеспечивающий боевой поход командир динизиона лодок капитан 2 ранга В.А.Егоров, заслуженно считавшийся одним из лучших подводников Балтики.

Подводная лодка «С - 7» под командованием капитана 3 ранга С.П. Лисина 9 июля 1942 года утопила охраняемый вражеский транспорт, с трудом оторвалась от преследования. Вскоре был обнаружен одиноко идущий транспорт, из - за мелководья торпедировать его не удалось. Командир всплыл в надводное положение, догнал и потопил его артиллерийским огнем. Лодка вернулась на базу, имея, пять побед. В очередном походе во время ночной зарядки аккумуляторов «С - 7» была торпедирована финской лодкой, экипаж погиб, командир Герой Советского Союза Лисин и два моряка, находившиеся во время зарядки на мостике, остались живы, и попади в плен к финнам. Так же доблестно действовали экипажи подводных лодок И.М. Вишневского, И.С.Кабо, П.Л.Маланченко, Н.А.Момота, Р.В. Лннденберга, В.А. Тураева и других.

В последние годы делаются многочисленные попытки умалить заслуги в войне советских воинов, в том числе подводников Балтики, поставить под сомнение результаты боевых походов. Уместно привести одно из многих свидетельств того времени. 20 октября 1942 года прогитлеровская шведская газета «Дагенс Нюхетер» писала: «Военно-морская база Кронштадт - Ленинград, как бы сильно она ни была блокирована немцами и финнами, все еще продолжает оставаться опорным пунктом Военно-морских сил Балтики и советские подводные лодки, управляемые отважными командирами, несомненно, прорываются через узкие, заминированные и чрезвычайно тщательно охраняемые воды Финского залива для того, чтобы срывать мореплавание в Балтийском море».



Группа подводников — командиров и комиссаров КБФ — участников героических походов 1941—1942 гг.

Чтобы не допустить выхода советских подводных лодок в Балтийское море, в 1943 году фашистское командование значительно усилило противолодочную оборону на выходе из Финского залива. Было сосредоточено дополнительное число кораблей, дополнительно выставлены мины. Между полуостровом Порккала - Удд и островами Найссар и Аэгна залив был перекрыт противолодочными сетями. Сети длиной 25 миль были поставлены в два ряда на расстоянии 150 - 300 метров друг от друга. Неконтактные мины немцы ставили в Невской губе, на кронштадских рейдах и у острова Лавенсари, откуда в 1942 году лодки самостоятельно уходили в поход.

Первой в середине мая 1943 года пыталась форсировать залив ПЛ «Щ - 303» под командованием капитана 3 ранга И.В.Травкина. После неоднократных попыток пройти рубеж ПЛО она вернулась в Кронштадт, проведя в заливе около месяца под непрерывном воздействии авиации и кораблей противника.

Подводная лодка «Щ - 408» (командир капитан - лейтенант П.Л. Кузьмин) погибла у острова Вайндло 24 мая после трехдневного преследования, в ходе которого она потопила артиллерийским огнем два катера противника. Подводная лодка «Щ - 406» была потоплена кораблями противника на Порккала-Уддском рубеже.

После таких потерь попытки форсировать залив в 1943 году были прекращены. Использование подводных лодок на морских сообщениях стало возможным после выхода из войны Финляндии, когда лодки были избавлены от необходимости преодолевать минные и сетевые заграждения, а базирование удалось приблизить к району боевых действий.

25 сентября 1944 года подлодки начали переход в финские порты Ханко и Турку по шхерному фарватеру. К 10 октября десять лодок были развернуты на позициях в Балтийском море. В дальнейшем еще 9 подводных лодок и плавбазы были переведены в порты Финляндии. Командиры на боевых позициях действовали смело и решительно.

Экипаж ПЛ «Лембит» в первом отсеке. Справа ~ командир А.М.Матиясевич и комиссар П. П. Иванов (1942 г.)

В первой половине октября на подходы к полуострову Сырвесяр, портам Лиепае и Вентспилсу вышли шесть подлодок. Наиболее успешно действовала «Щ - 310» (командир капитан 3 ранга С.Н.Богорад). Утром 6 октября она обнаружила транспорт водоизмещением 8000 тонн, двигавшийся в охранении двух сторожевых кораблей. Сблизившись до 3,5 кабельтов, лодка в надводном положении атаковала транспорт двумя торпедами и утопила его. Подводная лодка «Щ - 307» под командованием капитана 3 ранга М.С.Калинина у Вентспилса 16 октября обнаружила пять транспортов и один танкер, стоящие на внешнем рейде на якорях. С дистанции 18 кабельтов командир произвел четырехторпедный залп. Торпеды попали в танкер, и он вскоре затонул. В ночь на 8 октября в этом же районе были потоплены транспорт и буксир. 5 октября у Лиепаи потоплен пароход «Леда», а у маяка Нидден - еще один транспорт. Всего в период с октября до конца 1944 года подводники пустили на дно 14 транспортов водоизмещением свыше 30000 тонн.

Наибольшего успеха в наступившем 1945 году добилась подводная лодка «С - 13» под командованием капитана 3 ранга А.И.Маринеско. 30 января в Данцигской бухте был потоплен лайнер «Вильгельм Густлов», на котором погибли более 4000 солдат и офицеров, в том числе около 1000 подводников. 10 февраля лодка торпедировала транспорт «Штейнбен» водоизмещением 14 600 тонн, на котором погибло еще 3000 гитлеровцев. 17 апреля очередного успеха добилась подводная лодка "Л - 3", потопив теплоход «Гойя». На его борту находилось 7000 человек. Всего с января до конца войны подводники уничтожили 13 судов противника.

На этих судах гитлеровцы пытались вывести на Запад тысячи солдат и офицеров отборных частей «СС», военное снаряжение и оборудование военных заводов.

Таким было заслуженное возмездие фашистам за совершенные ими злодеяния. Такой была священная месть за гибель наших боевых друзей и товарищей, память о которых свято хранит седая Балтика.

За подвиги и героизм, балтийские подводники были удостоены высоких боевых наград. Орденом Красного Знамени была награждена Бригада Подводных лодок, а в ее составе высокое звание «Гвардейская» получили: «Л - 3», «Щ - 303», «Щ - 309». «Краснознаменными» стали: «К- 52», «С- 13», «Лембит», «Щ--307», «Щ-310», «Щ~ 320», «Щ - 323» и «Щ - 406».

Прошли годы после окончания войны, подводные лодки современных проектов пополнили состав подводных сил Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Лодки -ветераны, отслужив срок, оставили о себе вечную память. Как реликвии прошедшей войны в военном порту Лиепаи были установлены боевые рубки подводных лодок «Щ - 303» и «Л -3». Сейчас они в Москве на Поклонной горе в музее Великой Отечественной войны. В Таллинне, столице Советской Эстонии на берегу в качестве музея была установлена Краснознаменная подводная лодка «Лембит». Музей сохранился в независимой Эстонии, гости города и сегодня могут посетить лодку, вспомнить войну.




Hosted by uCoz