Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая




Александр Бедеров

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Во время военной службы мне приходилось встречаться и сотрудничать с иностранными военными моряками некоторых дружественных стран. Хочу поделиться своими воспоминаниями об этих встречах.

В 1956 году нам сообщили, что в Ригу с визитом вежливости должен прибыть шведский крейсер. Такое событие требовало подготовки. Крейсер должен был стать на якорь на реке Даугаве перед понтонным мостом ( сейчас там Вантовый мост) и необходимо было проверить водолазами дно реки. Действительно водолазы обнаружили большую магнитную мину. Стало ясно, что участок реки надо протралить, для чего из Таллинна прибыли несколько морских тральщиков. Так как режим траления был очень напряженным (500 - 550 миллиэрстед) от Рижской ВМБ в нем принимали участие опытнейший минер подполковник Алексютович и я.

Для визита шведского крейсера были свои политические причины, но командованию Рижской ВМБ и местным властям, он доставил большую «головную боль». После официальных встреч, щведы организовали банкет на полубаке крейсера (носовая часть палубы), где были установлены столы с множеством горячительных напитков, а из закусок -тоненькие бутерброды с сыром и ветчиной и маслины.

Ответный банкет наши организовали в Доме Офицеров и, конечно, столы ломились от обилия питья и закусок. Шведские матросы, среди которых было немало латышей, пьяными ходили по городу и приставали к девушкам, горланили песни. Особо буйствующих вылавливала шведская морская полиция, которую можно было отличить по широким поясам и обуви белого цвета. Все с облегчением вздохнули после окончания визита.

Для минеров представлял интерес найденная мина. Но ее разборка была опасной, внутри могли быть ловушки, при разборке мина могла взорваться. Подполковник Алексютович был опытным минером, участвовал в разоружении многих мин. Вооружившись инструментом, на пустынном берегу полуострова Мангальсала, в одиночестве, он приступил к работе. Но болты заржавели и не поддавались. Вдруг, в мине заработал часовой механизм. Нечеловеческими усилиями от отвернул болты и сумел разоружить мину, но на руках выступили черные пятнышки. Это была запекшаяся кровь, выступившая через поры кожи. Мина была обезврежена.

В последние десятилетия прошлого столетия в Советском Союзе интенсивно развивался Военно-Морской флот, строились новые надводные корабли и подводные лодки. Советский Союз также помогал становлению и развитию флотов дружественных иностранных государств. Мне по долгу службы пришлось принимать участие в этом важном деле. Поделюсь некоторыми воспоминаниями.

В конце 50-х - начале 60-х годов СССР начал передавать ПНР, ГДР, Югославии, Румынии, Египту новые ракетные и торпедные катера 201 и 203 проектов, на которых были установлены по 4 уникальных дизеля, не имеющих аналогов в мире: М-503 ( 42 цилиндра) и М-504 (56 цилиндров). Переборка этих двигателей проводилась на Рижском судоремонтном заводе № 177. Для этого на заводе был построен большой цех и испытательный стенд. Для обучения инженер-механиков этих стран была выбрана Рига. По указанию Технического управления ДКБФ мною была разработана 2-х месячная программа обучения, а затем меня назначили ответственным за учебу, которая проводилась на база завода № 177. При этом с меня не снимались обязанности начальника техотделения Рижского тыла ДКБФ.

Первыми приехали 6 старших офицеров из ПНР. Их необходимо было встретить, доставить в гостиницу «Рига», разместить в отдельных номерах, оформить в отделе регистрации виз и организовать учебу.

Затем приехали 5 офицеров из ГДР. С 1961 по 1966 годы всего прошли 2-х месячное обучение 6 групп по 6 человек из ПНР, 2 группы из ГДР, группы из Югославии и из Румынии. Интересно было наблюдать за поведением этих людей. Например, после размещения я им предлагал отдохнуть с дороги, чтобы на следующее утро к 9.00 быть у входа в гостиницу, где их будут ждать машины. Немцы ответили «яволь» и точно в назначенное время были на месте, внешне подтянутые, в военной форме. Поляки же собирались неспеша, в штатской одежде, как правило, отъезжая с получасовым опазданием. Но когда мы отмечали годовщину Октярьской революции в гостиничном номере, они пели наши советские песни времен гражданской и отечественной войны и послевоенные, что вызывало симпатии. Однажды мы были в ресторане Таллин, где прекрасно танцующие и одетые, галантно целующие дамам ручки после танцев, польские офицеры покорили всех дам.

За время учебы офицеры этих стран получили знания устройства и навыки эксплуатации дизелей М-503. Впоследствии, проходя службу в ПНР и ГДР я с ними дружески встречался.

В начале 1960-х годов Н.С.Хрущев, будучи в Египте, пообещал президенту Насеру передать надводные корабли и подводные лодки флоту АРЕ. Подводные лодки готовились к передаче в Риге. Это считалось важным правительственным заданием.. Для передачи выбирались лодки из числа находящихся в эксплуатации, которые силами СРЗ - 177 было необходимо довести до уровня новых. На ремонт одной лодки выделялась сумма в 350 тысяч рублей. В мою задачу входило: дать заказ на завод, решать все возникающие технические и финансовые вопросы, контролировать ход ремонта и лично участвовать в швартовых и ходовых испытаниях. Одновременно технический склад комплектовал базовый и бортовой ЗИПы (запасные части), включающий тысячи наименований. Перечень зипа необходимо было перевести на английский язык и в 5-ти экземплярах отправить в Москву.

Первые подготовленные лодки шли в Египет своим ходом с нашей командой. Последующие две, которые были ранее подготовленные при мне, египтяне решили принимать в Риге. С этой целью к нам пришла плавбаза и 2 отработанные лодки проекта 613, которые мы им передали три года назад. Нужно было очень постараться, чтобы довести эти лодки до полного износа. Мне приказали восстановить осушительный насос, вышедший из строя на переходе и установить навигационное оборудование на египетской плавбазе, для чего я прибыл на корабль.

У трапа стоял огромный негр с винтовкой, который звонками вызвал дежурного. На палубе меня встретили несколько любезных офицеров. В каюткомпании попили кофе и пошли осматривать технику. Общее состояние машинного отделения и корабля в целом произвели гнетущее впечатление из-за грязи и неухожанности. Насос пришлось заменить на новый.

Пребывание египетских моряков в Риге совпало с 10-й годовщиной революции в АРЕ, в связи с чем наши гости устроили в гостинице «Рига» банкет. У меня сохранилось приглашение на 2 лица. У входа в зал гостям предлагали коктейль, на столах были цветы, деликатесы и угощения. Из Москвы прибыли военный и военно-морской атташе. С обеих сторон присутствовало человек по сорок. Командир бригады подводных лодок провозглашал тосты, которые оканчивались «вива Насер!» Большинство с энтузиазмом это повторяла, некоторые молчали.

Я спросил флагманского инженер-механика Ахмета, который немного говорил по русски, состоит ли он в партии? Тот с испугом ответил: «О нет, я специалист». Думаю, что этот расклад соответствовал состоянию египетского общества.

Был и неприятный случай. При переходе одной из подводных лодок, в Бискайском заливе при шторме, вышла из строя система гидравлики вертикального руля и лодку дрейфовало в сторону недружественной к нашей стране Испании. К счастью, там оказалась самоходная плавмастерская, идущая южным путем на Дальний Восток, которая взяла нашу лодку на буксир. Разбираться с этим из Москвы приехал контр-адмирал, которому очень хотелось доказать нашу вину. Но не получилось.

Судоремонтный завод № 177 готовил к передаче не только подводные лодки. Так, были отремонтированы и отправлены на Кубу 12 больших торпедных катера с деревянными корпусами, имеющие по 4 торпедных аппарата. Для доставки катеров прибыли два больших транспорта Владивостокской приписки. На палубе транспортов вдоль бортов были оборудованы кильблоки, на которые 120-ти тонным краном установлены и закреплены катера. Моряки транспортов жаловались, что они год не были дома. Для свидания с ними из Владивостока приехали их жены.

Работой по передаче кораблей иностранцам интересовался Командующий ДКБФ адмирал Орел А.Е, который периодически приезжал в Ригу и требовал от меня подробного доклада о ходе работ. Однажды,когда наметилось отставание из-за непоставки запасных частей, он приказал мне подготовить телеграмму ЗАС на имя Главкома ВМФ и подписал ее.

С 1966 по 1972 годы я служил в должности начальника технического отделения в ПНР. Основное место пребывания было Свиноустьце (бывшее Свинемюнде - база немецких подводных лодок). Хотя это был международный курорт, там базировалась польская флотилия и наша бригада. Она включала ракетные и торпедные катера, 2 больших сторожевых корабля, дивизион малых охотников (МО), а так же раполагавшиеся в городе Засниц в ГДР, вспомогательные суда, техническая позиция подготовки ракет и другое. В ГДР морские части располагались в Ростоке, на острове Рюген, в Висмаре.

В мои обязанности входило техническое обеспечение наших военно-морских сил в обоих странах. Приходилось по службе бывать на немецких и польских флотилиях, в различных заводах. Флот ГДР подводных лодок не имел. Польский флот имел подводные лодки, одну из них подготовили и передали в Риге. С польскими и немецкими офицерами мы встречались на совместных учениях, штабных тренеровках, отмечали наши праздники в Доме офицеров куда приезжали польские начальники из Варшавы. Периодически оказывали друг другу помощь.

Однажды, два наших ракетных катера в тяжелой ледовой обстановке погнули лопасти гребных винтов. Для их замены требовался подъем на слип, который был на немецкой флотилии на острове Рюген. Начальник тыла Хлюстиков М.М, флагманский механик Панов Н.П. и я поехали просить помощь. Начальник тыла немецкой флотилии капитан 1 ранга Ноймайстер приказал расконсервировать слип, винты были заменены. После чего этот немолодой, весьма колоритной внешности человек пригласил нас на обед в свою семью. Он признался, что для себя они на такую сложную операцию не решились.

При необходимости мы оказывали помощь и гражданским организациям, которые нам тоже помогали. В Свиноустьце находился в дежурстве у причала польский международный спасатель «Корал» ГданьскоЙ приписки. Это был новейший корабль английской постройки в 2500 тонн водоизмещения, имеющий все виды спасения судов, терпящих бедствия (пожаротушение, осушение, водолазное снаряжение и прочее) Командир нашего морского буксира, возвращаясь с моря не расчитал циркуляцию и врезался в борт спасателя. Образовалась пробоина, погнулись шпангоуты, поврежден привальный брус. Мог быть большой скандал. Наша плавмастерская эту работу выполнить не могла. По нашей просьбе судоремонтный завод комбината «Одра» за трое суток восстановил корпус судна. Сильно помог капитан «Корала». Бывший военный моряк оказался другом офицеров из Гданьска проходивших учебу в Риге. Он сильно рисковал, помогая нам уменьшить масштабы скандала. Были и другие случая взаимопомощи.

Во время масштабного учения флотов «Океан» было решено создать на территории ГДР временный подвижной тыл, для обслуживания кораблей в походных условиях. Наша сторона предоставила вспомогательные суда, погрузку на катера ракет и торпед, судоремонт. Немцы выставили подвижной госпиталь, предоставили ракетные и торпедные катера, поляки - роту дегазации и дезактивации, противопажарный катер и др.

Командиром этого грамоздкого Объединения назначили меня. За время учения силами нашей техпозиции были приготовлены и погружены ракеты, несколько торпед, проведены учения по дезактивации и тушению пожаров. Работа подвижного тыла командованием была оценена положительно, меня даже представили к награде. Как часто бывает мою награду «замотали», а командующий подарил часы.

Руководство Польши и ГДР уделяло большое внимание воспитанию своего населения в духе дружбы с Советским Союзом. В обоих странах действовали общества дружбы с СССР, которые во многих городах имели Дома дружбы с библиотеками, кинозалами. Поощрялось знание русского языка. Многие наши офицеры, в том числе и я, были членами германо-советского и польско-советского обществ дружбы. Наших представителей часто приглашали на совместные мероприятия. Несколько раз я в качестве гостя участвовал в таких мероприятиях. Помню, в октябре 1966 года меня послали в Высшее мореходное училище в г. Щецин, где отмечали годовщину Октябрьской революции. Училище располагалось в старинном замке. У входа меня в сопровождении представителя Дома дружбы встретило начальство училища. Приятно удивила чистота в помещениях. Гранитные полы были отшлифованы до блеска, встречные курсанты становились « во фрунт» приветствуя начальство. В кабинете начальника мне дали расписаться в книге почетных гостей. По регламенту я должен был выступить 10-12 минут и ответить на вопросы. После торжественной части, был концерт и банкет.

Запомнился фестиваль русской поэзии на который меня тоже приглашали.Однажды, я сутки был в гостях у членов сельскохозяйственного кооператива.

Периодически Техническое управление ДКБФ поручало мне закупку в ГДР инструментов для флота. Я приезжал на базу техимущества с перечнем нужных предметов на автомашине. Немцы загружали машину и давали мне счет не требуя доверенности. Все основывалось на взаимном доверии и было очень неприятно, когда наши финансисты задерживали платежи. Немцы отличались честностью и того же ожидали от нас. В ГДР можно было на площади города безопасно оставить груженную машину и уйти на длительное время.

В этих записках я пытался рассказать не только о некоторых событиях, участником которых был, но и атмосферу вокруг этих событий. Конечно, главное из жизни флота проходило в боевых походах, на боевой службе. Но такое взаимодействие флотов тоже было важным.

Капитан 1 ранга в отставке
Александр Александрович Бедеров



”ЭОН-49"
”ЭОН-49"



Hosted by uCoz