Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Ссылки. Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая





МОРСКИЕ СИЛЫ ЛАТВИИ
ДОСТИГЛИ ЧИСЛЕННОСТИ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ.



Морские силы Латвии свой юбилей отмечают 10 августа. В этот день в 1919 г. было создано морское управление при Министерстве обороны только что провозглашенной республики.

В 1927 г. Латвия, по мнению издававшегося в Ленинграде журнала "Красный флот", "вошла в число морских держав". "Как ни слабы ее морские силы, - отмечалось в данном издании, - они приобретают значение как слагаемое в общей сумме наших ближайших соседей, до сих пор не обладавших ни одной подводной лодкой. Необходимо отметить, что Латвия имеет для развития морских сил достаточно предпосылок в виде оборудованных портов (Рига, Либава), заводов и значительных кадров торговых моряков, пользующихся отличной репутацией".

В состав морских сил Латвии к этому времени входили тральщик "Вирсайтис" (флагманский корабль флота), тральщики-заградители "Иманта" и "Виестурс", а также подводные лодки " Ронис " и " Спидола ".

Сегодня, спустя десятилетия, история повторяется. Приблизительно столько же времени - семь лет, но уже после выхода Латвии из состава СССР, понадобилось независимой республике для создания своего флота. Да и корабельный состав численно от довоенного отличается ненамного.

В морских силах Латвии имеются два морских тральщика типа "Кондор-2", подаренных ей Германией. Это весьма "древние" корабли еще советского проекта, но спущены на воду они были в ГДР. Перед передачей Латвии корабли прошли полную "демилитаризацию", с них сняли не только артиллерийское вооружение, но и тральные лебедки. Двигатели тральщиков прошли капремонт, и сегодня "старики" в строю, тем более что корпуса у них прочные.

Имеется минный искатель (уничтожитель мин) класса "Линдол", тоже "гуманитарная" помощь от ФРГ, переданная в октябре прошлого года. Для патрулирования используются две "Осы" (ракетные катера 205-го проекта), построенные в СССР для Восточной Германии. Но их Латвия собирается менять, так как ресурсы главных двигателей этих "единичек" закончились. Есть еще норвежский патрульный катер типа "Шторм".

Кроме того, в корабельный состав флота входят два корабля рыбинспекции, пять маленьких катеров береговой охраны, один буксир и водолазный катер. Впрочем, в ближайшем будущем Латвия собирается приобрести более современные боевые корабли.

До лета прошлого года морские силы Латвии делились на три района: Рижский, Вентспилский и Лиепайский. Сегодня такое "районирование" признано нецелесообразным. Флот ныне имеет три соединения: флотилия (дивизион) военных кораблей, дивизион кораблей береговой охраны (или пограничных кораблей) и радиотехнический батальон. Плюс база центрального снабжения. Основные силы базируются в Лиепае, есть штаб в Вентспилсе, а центральный аппарат находится в Риге.

Штатный состав флота - 800 человек. В том числе около 100 офицеров (менее десятка из них имеют опыт службы в ВМФ СССР), 120 военнослужащих срочной службы, остальные - сверхсрочники (контрактники). Срок срочной службы - один год, в который входят три месяца в одном или двух учебных центрах (общая подготовка в Алуксне и специальная в Лиепае). На кораблях служат практически только добровольцы, в береговых частях таковых среди срочной службы более 30%. При этом, имея возможность полного перехода на контрактный принцип комплектования флота, как заявил корреспонденту "НВО" командующий морскими силами Латвии Илмар Лешинскис, на это не идут.

Во-первых, полагают в Латвии, при таком раскладе остается связь с обществом. Во-вторых, контрактником можно стать только после срочной службы (это не касается только военнослужащих женщин) и терять подобную систему отбора сверхсрочников тут не хотят. В-третьих, срочная службы есть школа патриотического воспитания молодежи.

Одна из главных проблем флота, полагает Илмар Лешинскис, - это отсутствие национальной системы подготовки флотских кадров. В Академии национальных вооруженных сил до сих пор нет морского факультета или отделения. Хотя большинство офицеров, в том числе и "советских", прошли подготовку за границей, как правило в странах НАТО, в Латвии полагают, что в итоге офицеров приходится если не переучивать, то доучивать, так как у каждого флота свои национальные задачи. Кстати, старшие офицеры обычно проходят подготовку в США и ФРГ, "молодежь" - в зависимости от специальности в других странах НАТО. Такие курсы длятся от полугода до года.

За последнее время в республике удалось несколько поднять жалование офицерскому составу. Офицер в звании майора (капитана 3 ранга) получает 220-240 латов (365-400 долл.) в месяц. Для офицера, который имеет неработающую жену и одного ребенка, это нормально даже с учетом высоких коммунальных платежей. Если двое детей - уже трудно. Система оплаты схожа с российской: звание, оклад, морские и пайковые, которые составляют 1,5 лата в день. Со всего, кроме пайковых, берутся налоги. Сам Лешинскис, по его признанию, платит ежемесячно 300 латов налогов, то есть фактически треть жалования.

Еще одна из проблем флота - терминология. В морской, а тем более военно-морской, области латышский язык более полувека не использовался. Поэтому кое-что пришлось почерпнуть из терминологии рыбаков прибрежного лова, который в Латвии всегда был развит, над остальным не первый год работает специальная группа сотрудников Учебного центра флота.

Особая забота военных моряков - проблема стандартизации, особенно актуальная, если учесть, что Латвия твердо держит курс на Атлантический альянс. И есть уже определенные успехи. Например, по связи совместимости со стандартами НАТО 100-процентная. Меняется и корабельная артиллерия: на тех же "кондорах" уже установлены 40-мм "бофорсы". Хотя 23-мм ЗУ-23 (польские автоматы) до сих пор еще используются.

Корабли морских сил Латвии не знают проблем с топливом. Считается нормой, то есть корабль соответствует необходимому уровню боеготовности, если он был в море не менее 80 суток в году (по 20 суток на квартал).

С сентября прошлого года флотом командует Илмар Лешинскис. Он выпускник Калининградского ВВМУ 1979 г., начал службу на базовом тральщике в Лиепае, затем там же прошел путь от штурмана дивизиона МПК до командира дивизиона, в 1990 г. поступил в Академию ВМФ, но через год уволился в запас в звании капитана 3 ранга и вернулся в Латвию, где начал службу с дивизиона пограничных кораблей, командовал Лиепайским военно-морским районом, полтора года возглавлял эскадру Балтийских стран "Балтрон".

Андрей Рискин.


Наш баннер:
МА ветеранов-подводников в Латвии

Hosted by uCoz