Игорь ВАТОЛИН
ДОЖДИК ОПЛАКАЛ ГЕРОЕВ ЛУЦАВСАЛЫ.
Традиция отмечать 10 июля день подвига 400 петровских гренадеров, принявших неравный бой с превосходящими силами шведской армии, собрала вчера несколько сотен рижан: русскую предпринимательскую элиту, представителей общественных организаций и российского посла Виктора Калюжного.
Вместе с тем дальнейшая судьба мемориала и его окрестностей остается неясной.
Предприниматели Иван Тыщенко (слева) и Евгений Волошин несколько лет назад выступили инициаторами сбора средств на благоустройство памятника и его окрестностей.
Прибывающих на возложение цветов у подножия кургана поджидал один из инициаторов благоустройства памятника несколько лет назад предприниматель Евгений Волошин.
- День 10 июля всегда встречаем дружно. Думаю, что и сегодня будет много народу. Этот памятник замечателен своей героической историей. Настолько старой, что ему не грозят современные борения страстей. Ни один злобный политикан не может упрекнуть нас, что это политическая акция или партийный заказ.
Здесь собираются люди самых разных взглядов. Например, среди полусотни членов Рижского бизнес-клуба можно найти людей, состоящих в пяти партиях, но все они каждый год обязательно собираются здесь, чтобы помянуть наших героических предков.
- г-н Волошин поделился с «Часом» своим пониманием традиции.
Русский курган на Луцавсале каждый год собирает сотни рижан.
К 16 часам на берегу Двины собралось около двухсот участников чествования. В сопровождении десятка сопровождающих прибыл посол России Виктор Калюжный.
Обратившийся к собравшимся с короткой речью известный предприниматель Владимир Соломатин говорил о героях Северной войны и силе русского духа, благодарил представителей бизнеса, откликнувшихся на призыв вложить значительные средства в благоустройство памятника и окрестностей. Он отметил, что не только общественность, но и столичный муниципалитет должен участвовать в уходе за мемориалом русской боевой славы.
После чего под моросящий дождик к подножию памятника легли венки от российского посольства и предпринимателей, цветы от общественников и простых рижан.
После окончания церемонии «Час» поинтересовался перспективой русского мемориала в связи с планами застройки острова.
По мнению предпринимателя и общественника Владимира Соколова, вокруг памятника должен быть создан небольшой мемориальный парк - по канонам садово-парковой архитектуры петровского времени. Осуществлению этого замысла может способствовать и то обстоятельство, что неподалеку от русского кургана растут три дерева-великана, внесенные в список природных памятников.
Евгений Волошин сообщил, что на запрос о дальнейшей судьбе памятника в Рижской думе ответили, что пока никаких изменений не предвидится. В любом случае внесенному в охранный список памятнику ничего не грозит. О
парке пока говорить рано, ведь сейчас с планами застройки Луцавсалы ничего не ясно.
- Мы взяли шефство над этим памятником и не оставим его без внимания ни при каких обстоятельствах, заверил предприниматель.
Более осторожно высказался другой представитель Рижского бизнес-клуба, Иван Тыщенко. По его мнению, идея мемориального парка может не устроить отцов города: уж очень привлекательно это место для других, более коммерческих целей.
Однако то обстоятельство, что холм и памятник возведены на солдатской могиле, должно быть учтено при любом сценарии развития этой территории.
09.07.2007
ПОЗДРАВЛЕНИЕ.
Вчера вечером на приеме по случаю инаугурации президента Латвийской Республики в Елгавском замке посол Российской Федерации в Латвии Виктор Калюжный вручил Валдису Затлерсу поздравление от российского президента.
Его Превосходительству
господину Валдису Затлерсу,
Президенту Латвийской Республики
г. Рига.
Ваше Превосходительство,
Поздравляю Вас со вступлением в должность Президента Латвийской Республики.
Рассчитываю, что Ваша деятельность на этом высоком посту на благо всех жителей Латвии будет способствовать развитию российско-латвийских отношений в духе добрососедства и взаимопонимания, в интересах дальнейшего укрепления безопасности и стабильности в Европе.
С уважением,
В. Путин .
РАКЕТЫ ПОСТАВЯТ В КАЛИНИГРАДЕ?
Россия не будет размещать ракетные части в Калининграде, если США примут предложение о совместном использовании новой российской РЛС на юге России, заявил вчера первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.
«Если наши предложения не будут приняты, а этого я исключать не могу, Россия продолжит настоятельно, терпеливо объяснять свою позицию по этому вопросу. Но в то же время мы будем принимать адекватные меры по обеспечению безопасности, мы их уже предпринимаем, асимметричный и эффективный ответ найден», - заверил Сергей Иванов. Причем эти меры, по его словам, обеспечат стопроцентную безопасность при любом развитии событий.
Относительно выбора места для американской РЛС в Чехии российский вице-премьер сказал: «Мы часто слышим, что планы разместить элементы ПРО в Восточной Европе нам не угрожают.
Мы приводим кучу аргументов. Не знаю, что будет видно (с радаров Чехии) в Иране, но хорошо будет видна территория России до Урала. В ответ мы ровно ничего не слышим».
Выставка
ИЗ ЛИЕПАИ - В ЛИБАВУ.
Велик интерес к выставке «Порт императора Александра III», что разместилась в выставочном зале Русского дома.
«Очень хорошая и главное - познавательная выставка, практически мини-музей, благодаря которому я больше узнала о родном городе», «Спасибо Русской общине за выставку о моем родном городе. Редкие материалы, фото, иллюстрации, карты... Теперь я знаю, что отвечать на вопрос: «А чем знаменита Лиепая?» - вот лишь некоторые отзывы благодарных посетителей. Приятно, что среди них немало представителей юного поколения.
А посетители постарше приходят не только посмотреть, но и поделиться своими воспоминаниями. В выставочном зале происходит обмен мнениями и впечатлениями, дискуссии, споры.
Один из посетителей выставки Алексей Хохлов.
Алексей Михайлович Хохлов, осмотрев экспозицию, не удержался, чтобы не рассказать о себе.
- Я всю жизнь отдал военно-морскому флоту. Был боевым офицером, а после войны долгое время служил на тральщике. Для меня история Лиепайского порта - часть моей жизни.
Лиепайчане приносят на выставку экспонаты, которые, возможно, станут началом музея русской истории Лиепаи. Осенью выставка отправится в путешествие по школам города. Чтобы учителя могли рассказать о ней, для них в Русском доме была устроена встреча с создателями экспозиции - историком-краеведом Феликсом Талбергом, библиографом Латвийской национальной библиотеки Ириной Жоготой и историком, журналистом газеты «Час» Игорем Ватолиным. Они поведали о том, как создавалась экспозиция, а также о фактах, не вошедших в нее. Конечная остановка выставки «Порт императора Александра III» в Городе под липами Лиепайский музей.
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ОТКРЫЛСЯ ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН.
Свои разработки на смотр привезли 28 стран мира. От России в нем участвуют больше 300 фирм и предприятий.
Среди экспонатов и новейший корвет "Стерегущий": первый из серии уникальных - практически невидимых для радаров - боевых кораблей. Плюс к этому - еще сотни российских разработок, представляющих немалый интерес для иностранных заказчиков.
Побывал на смотре и наш корреспондент Михаил Акинченко.
Полторы тысячи выстрелов в минуту. Новейшая корабельная пушка способна не только прошить насквозь толстый лист стали, но и уничтожить в воздухе крылатую ракету. Иностранные военные атташе, после демонстрации возможностей современного российского вооружения на похвалы не скупятся.
В кадре: Педро Вемба, вице-адмирал армии Анголы.
- Русское оружие понравилось?
- Понравилось… Мощное оружие.
В деловых костюмах и в национальной военной форме моряки из Китая, Индии, Вьетнама, Индонезии, Алжира внимательно осматривают, ощупывают и пробуют в действии самые последние разработки русских оружейников. Знакомиться с новинками приехали даже из стран-членов НАТО.
Испанская военно-морская делегация на выставку прибыла, что называется, "своим ходом", на собственном фрегате "Блас де Лезо". Строительство точно такого же корабля сейчас заканчивается на одной из королевских верфей. На его корпус собираются поставить российское вооружение. Подойдет ли русское оружие к испанскому фрегату, решили примерить здесь, в Петербурге.
У причала морского порта вместо привычных прогулочных катеров и круизных лайнеров - настоящие боевые корабли. В полном вооружении, отдельно от всех, корвет "Стерегущий". Его только год назад спустили на воду, но уже сегодня говорят - это самый современный корабль подобного класса в мире.
Построенный с использованием усовершенствованных технологий "Стелс", "Стерегущий" практически невидим для радаров противника. Пока у российского Военно-морского флота этот корабль единственный, но всего через несколько лет их будет не меньше двадцати. Русские крейсеры, фрегаты и эсминцы пользуются особым вниманием морских держав.
Владимир Пахомов, первый заместитель генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт": "У нас сейчас идет строительство трех фрегатов для Индии. Эта работа только разворачивается, и идет большая закупочная работа. Вот на этом салоне планируется подписать порядка пяти-шести больших договоров, посвященных строительству этих фрегатов".
Нынешний Военно-морской салон в Петербурге всего третий по счету. Но уже в день открытия к подписанию готовы контракты на сотни миллионов долларов. Особый спрос на системы защиты от террористов. Малые подводные лодки, мины, торпеды, радиолокационные системы - с их помощью сегодня охраняют трубопроводы и морские буровые установки. Устроители салона рассчитывают, что уже в ближайший год портфель заказов военно-морских предприятий страны достигнет девяти миллиардов долларов.
УСПЕНЫЙ ЗАПУСК "БУЛАВЫ".
Россия в четверг провела первое успешное за последний год испытание новейшей морской ракеты "Булава", способной нести ядерный боезаряд. Последние три испытательных пуска ракеты, с расчетом на которую вводятся новые подлодки, закончились неудачей.
Испытательный пуск, как и предыдущие, проводился с борта атомной субмарины "Дмитрий Донской". Баллистическая ракета, запущенная из подводного положения из акватории Белого моря, достигла полигона Кура на Камчатке. "Головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон", - сообщил начальник службы информации ВМФ Игорь Дыгало.
"Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Масорин поблагодарил членов государственно комиссии, командира и экипаж крейсера "Дмитрий Донской" за профессионализм и проявленную высокую морскую выучку", - цитирует РИА "Новости" помощника главкома. Подлодкой командует капитан второго ранга Олег Цыбин.
"На всех траекториях полета ракета вела себя штатно. Это значит, что усилия военных и промышленности по модернизации ракеты завершились успешно", - сказал Дыгало.
Это первые успешные испытания "Булавы" за последний год - баллистической ракеты морского базирования, которая предназначена для вооружения новейших АПЛ проекта 955 типа "Борей". Головная лодка этого типа "Юрий Долгорукий" была спущена на воду в Северодвинске со стапелей ФГУП "Севмашпредприятие" в апреле 2007 года.
Испытания "Булавы" начались осенью 2004 года. 23 сентября состоялся пуск массо-габаритного макета ракеты с борта "Дмитрия Донского", затем 27 сентября и 21 декабря 2005 года последовали успешные пуски из надводного и подводного положения по полигону Кура. Однако следующие три пуска подряд потерпели фиаско.
Из-за неудачных пусков "Булавы" на распространение любой информации о ходе испытаний этой ракеты был наложен запрет. Неудачи ставили под удар выполнение госпрограммы вооружений, предусматривающей оснащение с 2007 года ракетами "Булава" морских стратегических ядерных сил России, сообщал ранее источник в Минобороны.
После того как в сентябре и октябре 2006 года пуски "Булавы" закончились авариями, программа испытаний была изменена. Если осенние старты были произведены с борта находившегося в акватории Белого моря в подводном положении атомного ракетоносца "Дмитрий Донской", то 24 декабря пуск ракеты был произведен с находившегося в надводном положении "Дмитрия Донского". Однако и этот пуск потерпел фиаско. Новые испытания "Булавы" планировались в июле 2007 года.
Планируется, что АПЛ "Юрий Долгорукий" будет оснащена ракетным комплексом "Булава-М" с ядерными блоками индивидуального наведения, способными поражать цели на расстоянии до 8 тысяч километров. Затягивание сроков испытаний "Булавы" может привести к ситуации, при которой северодвинский "Севмаш" не сможет сдать ВМФ в конце 2007 года даже первый из трех строящихся подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей" "Юрий Долгорукий" без оснащения его "Булавой", несмотря на заявление Владимира Путина.
Разработкой ракеты "Булава-30", предназначенной для оснащения современных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, занимался Московский институт теплотехники (МИТ). Однако, все предыдущие разработки этого научного коллектива (например, межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь") создавались под шахтное и грунтовое базирование. Скорее всего, недостаток опыта в расчетах условий подводного пуска и привел к трудностям в испытаниях "Булавы".
Директор и генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов ранее заявил ИТАР-ТАСС, что "Булава", а также наземный комплекс "Тополь-М" "составят основу перспективной группировки Стратегических ядерных сил России до 2040-2045 г.г. В течение 2006-2008 г.г. предстоит выполнить еще не менее десяти пусков стратегической морской ракеты "Булава", после чего в 2008 году она будет принята на вооружение ВМФ
СУБМАРИНЫ ДЛЯ УГО ЧАВЕСА.
Андрей НИКОЛАЕВ,
Москва,28 июня 2007
Вчера в Москву с официальным визитом прибыл президент Венесуэлы Уго Чавес. В российской столице гость, по его словам, обсудит «темы высокого стратегического уровня, имеющие отношение к суверенитету, обороне и целостности». Говоря простым языком, Чавес намерен заключить с Россией несколько крупных военных контрактов.
В первую очередь речь идет о закупке до десятка дизельных подводных лодок: пяти проекта 636 и четырех нового проекта 677Э «Амур». Правда, головная лодка проекта 677 еще не принята на вооружение в российском ВМФ (ее официальная сдача намечена на нынешний год), так что Чавесу, скорее всего, придется обойтись пятью субмаринами проекта 636 (класс Kilo по классификации НАТО). Эти лодки имеют 6 торпедных аппаратов и оснащены крылатыми ракетами «Клаб».
Кстати, КНР, заключившая с РФ контракт на поставку восьми таких лодок, заплатит за это 1,5 миллиарда долларов.
Напомним, что в прошлом году между Россией и Венесуэлой был заключен контракт на поставку 30 истребителей семейства Су-30 и такого же количества вертолетов. Его стоимость составила более одного миллиарда долларов. Еще одна тема, которая будет обсуждаться в Москве, - участие российских компаний в энергетических проектах в Венесуэле. Как известно, вчера крупнейшая в мире компания Exxon Mobil заявила, что уходит из Венесуэлы из-за указа Уго Чавеса о национализации нефтяной промышленности.
Российские компании вполне могли бы заполнить образовавшуюся нишу.
Программа визита президента Венесуэлы предусматривает также поездку в Ростов-на-Дону, где Уго Чавес посетит вертолетный завод «Росвертол», продукция которого поставляется в Венесуэлу, в том числе Ми-28 «Ночной охотник». Кстати, в это время в Ростове (в субботу) пройдут скачки на Кубок президента России. Сделать ставки на них смогут не только лидеры стран СНГ, прибывающие на Дон на неформальный саммит, но и президент Венесуэлы.
В рамках программы перевооружения венесуэльской армии, рассчитанной до 2012 года, Каракас планирует израсходовать на закупки оружия и боевой техники более 30 млрд. долларов.
Главным поставщиком станет Россия. Венесуэла закупит, кроме субмарин, зенитные ракетные системы С-300ПМУ2 «Фаворит» и «Тор-М1», более 100 надводных кораблей различного класса и назначения (в том числе десантные катера на воздушной подушке и патрульные катера), а также подвижные береговые ракетные комплексы, обеспечивающие поражение надводных кораблей, катеров и десантных средств на дальностях от 7 до 130 км.
Валентина ГРИБОВСКАЯ
25 июня 2007
ЛИЕПАЯ ПОМНИТ...
22 июня в 11.00 у памятника Защитникам Лиепаи по традиции собрались ветераны.
Город под липами одним из первых в Латвии принял внезапный удар нацистской Германии. Семь огненных дней шла героическая оборона Лиепаи, которую защищали вместе русские и латыши, солдаты и матросы, рабочие отряды - все горожане, кто не хотел, чтобы в их город и в их страну пришел фашистский режим. Их бессмертный подвиг и воплощен в памятнике Защитникам Лиепаи.
Возложить цветы в память о тех, кто отдал свою жизнь в борьбе с фашизмом, пришли генеральный консул России в Лиепае Юрий Котельников, председатель Лиепайской русской общины Валерий Кравцов, активисты ветеранских и общественных организаций города.
МОРСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ ЧФ ИСПОЛНИЛОСЬ 185 ЛЕТ.
(21, июнь, 2007)
Сегодня исполняется 185 лет со дня образования Севастопольской Морской библиотеки имени адмирала М.П.Лазарева.
На протяжении почти двух веков Морская библиотека, обладающая уникальным фондом, является одним из старейших культурных учреждений Черноморского флота и города Севастополя. Библиотека имеет богатую историю, неотделимую от истории Черноморского флота. В ее создании принимали участие выдающиеся русские флотоводцы адмиралы М.П.Лазарев, В.А.Корнилов и П.С.Нахимов. Попечителем библиотеки во все времена являлся командующий Черноморским флотом.
В настоящее время фонды Морской библиотеки насчитывают четверть миллиона книг. Библиотека имеет уникальный фонд военной и военно-морской литературы XVIII - начала XXвека. Здесь хранятся военные раритеты мирового и отечественного уровня. На основе фонда учеными и исследователями написаны десятки книг и научных работ.
Ежегодно услугами абонемента пользуются более шести тысяч читателей.
Библиотека ведет большую работу по пропаганде своего книжного фонда: проводит презентации книг, литературно-музыкальные вечера, дни открытых дверей. Более пятнадцати лет при библиотеке существует Клуб любителей книги.
В день юбилея в Севастополе пройдет торжественное собрание, на которое приглашены представители командования Черноморского флота, руководства города, военнослужащие ЧФ и жители Севастополя. В фойе Морской библиотеки будет развернута тематическая выставка.
РОССИЙСКИЕ И АНГЛИЙСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ИЗУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕЙ АПЛ К-159.
11.06.07
26 июня в район гибели АПЛ К-159 ожидается прибытие британского гидрографического судна «Альянс» с необитаемым телеуправляемым аппаратом «Чирокки».
Руководить совместными операциями будет ВМФ России. Они включат в себя применение дистанционно управляемых подводных аппаратов для расчистки завалов на легком корпусе подводной лодки, проведение высокоточного гидроакустического обследования корпуса, съемку видеоматериалов о состоянии АПЛ и, наконец, осуществление радиационного мониторинга самой субмарины, окружающей среды и установку на корпус подводной лодки приборов долговременного мониторинга. Имея такую информацию, российские специалисты смогут лучше спланировать подъем К-159, который в случае реализации совместного плана может произойти уже в 2008 году.
Напомним, что боевой путь подлодки К-159 начался в 1963 году. 6 июня она была спущена на воду. Всего за время нахождения в боевом составе ВМФ подводка совершила 9 боевых служб, из них одна боевая служба была прервана досрочно. Всего субмарина прошла 212618 миль за 25364 ходовых часа.
Подлодка К-159 затонула около 03.00 мск в ночь с 29 на 30 августа 2003 года в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин во время буксировки для утилизации в город Полярный. Спасательной группе удалось найти тела двоих погибших и спасти старшего лейтенанта Максима Цыбульского.
Военно-морской атташе при посольстве Великобритании в России капитан 1-го ранга Гарри Ньютон в одном из своих интервью отметил: «Мы прекрасно осознаем деликатность проведения этих работ: с одной стороны, К-159 - это два заполненных топливом ядерных реактора, а с другой стороны, там находятся тела девяти российских моряков, затонувших вместе с подводной лодкой».
Источник: Информационный портал «Северный флот… Не подведёт!»
К БЕРЕГАМ ИРАНА ПЛЫВЕТ ТРЕТИЙ АВИАНОСЕЦ.
Lenta.ru
21 июня 2007
Американское командование направило к берегам Ирана уже третью ударную авианесущую группу во главе с крупнейшим авианосцем ВМС США — "Энтерпрайз" (USS Enterprise), сообщает DEBKA.
Сопровождение авианосца состоит из ракетных эсминцев класса "Арлей Берк" (USS Arleigh Burke) — "Стаут" (USS Stout), "Форрест Шерман" (USS Forrest Sherman) и "Джеймс Вильямс" (USS James E. Williams), а также крейсера УРО "Геттисберг" (USS Gettysburg), атомной подводной лодки "Филадельфия" (SS Philadelphia) и корабля обеспечения USNS Supply T-AOE.
На авианосце размещено авиакрыло CVW 1, пилоты которого принимали непосредственное участие в нескольких боевых операциях. На вооружении летчиков — многоцелевые истребители F/Q-18 Super Hornet, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye, противолодочные самолеты S-3B Viking и транспортные самолеты C-2A Greyhound.
Ударная группа во главе с USS Enterprise присоединится к группам во главе с авианосцами "Джон Стеннис" (USS Stennis) и "Нимиц" (USS Nimitz), которые уже находятся в регионе Персидского залива и Аравийского моря.
Наращивание сил на Ближнем Востоке объясняется необходимостью противодействовать возможной дестабилизации региона после недавних событий в секторе Газа, где к власти пришли радикальные исламисты.
Согласно источникам агентства в Вашингтоне, Пентагон рассматривает возможность развертывания в Красном море еще одной — уже четвертой по счету ударной авианесущей группировки.
Она должна будет обеспечить безопасность судоходства в Красном море, Суэцком канале и восточном Средиземноморье
16.06.2007
АМЕРИКА ОТ РАКЕТ НЕ ОТКАЖЕТСЯ.
США не откажутся от планов строительства компонентов ПРО в Восточной Европе, несмотря на предложение российской стороны о совместной эксплуатации станции слежения в Азербайджане.
Так заявил министр обороны США Роберт Гейтс во время встречи в Брюсселе со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым. Гейтс опроверг утверждения о том, что использование Габалинской РЛС станет адекватной заменой системы ПРО, которую собираются построить США. Он также выразил сомнение в возможности заключения каких-либо соглашений по этому поводу до встречи президентов США и России, которая состоится в июле.
17.06.1993
УКРАИНА И РОССИЯ ПОДЕЛИЛИ ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ В ПРОПОРЦИИ 50 к 50.
1993 год - Украина и Россия поделили Черноморский флот в пропорции 50 к 50. Однако выяснилось, что если один боеспособный флот поделить надвое, то два боеспособных флота не получатся. Сегодня почти во всех севастопольских бухтах стоят вперемежку российские и украинские корабли. Как ни делили на бумаге бухты, на практике это оказалось невозможным. Севастополь стал главной базой Военно-морских сил двух государств. И у обеих сторон этот факт вызывает недовольство.
СЕНСАЦИЯ!!!
ЕДИНСТВЕННАЯ УКРАИНСКАЯ ПОДЛОДКА ВПЕРВЫЕ РИСКНЕТ ОТОЙТИ ОТ ПРИЧАЛА.
Киев, Июнь 15
(Новый Регион – Крым, Анна Волкова)
Министерство обороны Украины готовиться выпустить в море свою единственную подводную лодку «Запорожье». Об этом сообщил Главнокомандующий ВС Украины генерал-полковник Сергей Кириченко, передает Правительственный портал.
По словам Кириченко, до конца года «гроза морей» – дизельная подлодка «Запорожье» будет готова к проведению ходовых испытаний.
«Подводная лодка «Запорожье» находится в боевом составе Вооруженных Сил Украины и в настоящий момент на ремонте. Ремонт длится, но мы планируем, что ходовые испытания подводной лодки будут проведены уже в этом году», – отметил Кириченко.
Он добавил, что «Запорожье» имеет экипаж, поэтому важно, чтобы моряки-подводники получили практику. Начальник Генштаба подчеркнул, что «Запорожье» будет оставаться в боевом составе Военно-морских Сил ВС Украины до окончательного принятия решения относительно ее использования.
«Есть решение о том, что лодка, возможно, будет продана, но это не значит, что ее готовят к продаже – ее готовят к боевому приложению, ведь никто не купит технику, которая не способна выполнять задания по назначению», – считает Кириченко.
Стоит отметить, что выход в море с экипажем не имеющим практики плавания на субмаринах – весьма рискованное предприятие. Во всех флотах мира до самостоятельного похода моряки-подводники практикуются в качестве дублеров на лодках с опытным экипажем.
Как сообщал «Новый Регион», весной 2005 года министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил о возможности вывода единственной украинской подводной лодки «Запорожье» из состава ВМСУ. По мнению министра, если исходить из оценки военной угрозы и задач Вооруженных сил Украины сейчас и на перспективу, то подобные субмарины Вооруженным силам не нужны. «Что-то пойдет в музей, что-то – на утилизацию», – сказал Гриценко.
По некоторым данным, судно планируется продать в Ливию за 50-70 миллионов долларов.
Подводная лодка «Запорожье» (до 21 октября 1997 года имела название Б-435) была построена и спущена на воду 29 мая 1970 года в Ленинграде.
Раньше субмарина входила в состав Северного флота, с 1990 г. – в состав Черноморского флота. В состав ВМС Украины передана в 1997 году. С этого же года лодка находилась в доковом ремонте завода «Металлист» в Балаклаве. В начале февраля 2003 года была перебазирована из Балаклавской в Севастопольскую бухту для проведения ремонта узлов и механизмов в Судоремонтном заводе №13 Черноморского флота РФ.
Со времени включения в состав украинских ВМС субмарина не совершила ни одного выхода в море. Более того, в крымских СМИ в свое время обсуждалась опасность гибели 35-летней лодки у причальной стенки.
Ссылки по теме:
ВЕТЕРАНЫ-ПОДВОДНИКИ ПРОСЯТ ЮЩЕНКО НЕ ЛИШАТЬ УКРАИНУ ЕДИНСТВЕННОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ.
Севастополь, Декабрь 15
(Новый Регион – Крым, Олег Смирнов) Ветераны подводного флота направили обращение президенту Украины Виктору Ющенко и министру обороны Украины Анатолию Гриценко с просьбой не допустить списания и вывода из состава ВМС единственной подводной лодки «Запорожье».
Об этом со ссылкой на слова представителя Ассоциации моряков-подводников имени А.И. Маринеско Одессы и Одесской области Евгения Лившица, сообщил пресс-центр командования ВМС ВС Украины в Севастополе.
Делегация Ассоциации в четверг посетила 13-й завод Черноморского флота России в Севастополе, где находится на ремонте дизельная подлодка «Запорожье», встретилась с командующим Черноморским флотом Российской Федерации адмиралом Александром Татариновым, командующим Военно-Морскими Силами Вооруженных Сил Украины вице-адмиралом Игорем Князем и с севастопольскими ветеранами подводного флота.
По словам вице-адмирала Игоря Князя, командование ВМС добивается окончания ремонта подводной лодки и рассчитывает на её ввод в боевой состав украинского флота, сообщает пресс-центр.
Напомним, минувшей весной министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил о возможности вывода единственной украинской подводной лодки «Запорожье» из состава ВМСУ. По мнению министра, если исходить из оценки военной угрозы и задач Вооруженных сил Украины сейчас и на перспективу, то подобные субмарины Вооруженным силам не нужны. «Что-то пойдет в музей, что-то – на утилизацию», – сказал Гриценко.
Подводная лодка «Запорожье» (до 21 октября 1997 года имела название Б-435) была построена и спущена на воду 29 мая 1970 года в Ленинграде. Раньше субмарина входила в состав Северного флота, с 1990 г. – в состав Черноморского флота. В состав ВМС Украины передана в 1997 году. С этого же года лодка находилась в доковом ремонте завода «Металлист» в Балаклаве. В начале февраля 2003 года была перебазирована из Балаклавской в Севастопольскую бухту для проведения ремонта узлов и механизмов в Судоремонтном заводе №13 Черноморского флота РФ.
Со времени включения в состав украинских ВМС субмарина не совершила ни одного выхода в море. Более того, в крымских СМИ в свое время обсуждалась опасность гибели 35-летней лодки у причальной стенки.
12июня 2007 года.
ПЛАН ВОЙНЫ ПРОТИВ ИРАНА ГОТОВ.
Главную роль должен сыграть военно-морской флот.
Иван МАТОВ, по материалам прессы.
У США готов план военной операции против Ирана, предполагающий атаку с воздуха и нефтяную блокаду Исламской Республики.
Главную роль, по замыслу пентагоновских стратегов, должен сыграть военно-морской флот. В Иране в это время угрожают погрузить в хаос войны весь Ближний Восток в случае, если Америка атакует ядерные объекты.
Газета The Jerusalem Post со ссылкой на высокопоставленных офицеров армии США сообщает, что, по американским расчетам, у Ирана будет ядерная бомба в течение трех лет, и в Пентагоне поддерживают стремление президента Джорджа Буша сделать все возможное, чтобы остановить иранскую ядерную программу. Источник газеты уверен, что жесткие «дополнительные шаги» для этого будут необходимы.
В воскресенье сенатор Джозеф Либерман указал и еще одну возможную причину для атаки Ирана - поддержку страной повстанцев в пограничном Ираке. «Нам надо быть готовыми к агрессивным военным действиям против иранцев, чтобы воспрепятствовать убийству американцев в Ираке. По моему мнению, атака должна включать авиаудар по приграничной базе, где они тренируют людей, которые затем возвращаются в Ирак, чтобы убивать наших солдат».
Источник JP рассказал газете о схеме нефтяной блокады Ирана: чтобы у страны не было возможности атаковать американские суда, в территориальные воды они заходить не будут. При этом на дальних подступах США будут «заворачивать» все нефтяные танкеры, которые направляются в порты Ирана на загрузку нефтью. Нефть - основная статья экспорта Исламской Республики, и подобная блокада будет очень жесткой мерой.
Иран, разумеется, за ответом не постоит: во вчерашнем номере британского еженедельника The Sunday Times цитируется заявление иранского адмирала Али Шамхани, советника по вопросам обороны аятоллы Али Хаменеи, который угрожает погрузить в хаос войны весь Ближний Восток в случае, если Америка атакует иранские ядерные объекты. Угрозы Шамхани адресованы прежде всего странам Персидского залива, сотрудничающим с американскими военными, - Катару, Бахрейну, Оману, Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейту. Он заявляет, что в случае нападения Иран в ответ атакует не только американские военные базы, но и такие стратегические цели, как электростанции и заводы по переработке нефти.
Очевидной целью иранской контратаки станет и Израиль. Генерал утверждает, что ракетные войска Ирана в состоянии «сокрушить американские системы противоракетной обороны». По словам советника Хаменеи, иранская армия готова одновременно выпустить сотни ракет по различным целям в Ближневосточном регионе. The Sunday Times отмечает, что, помимо прочего, Али Шамхани является руководителем иранского Центра стратегических исследований - мозгового центра, в который входят бывшие министры обороны, иностранных и внутренних дел Исламской Республики Иран.
Британский еженедельник также цитирует другого иранского чиновника, пожелавшего сохранить анонимность и знакомого с «планом возмездия», который говорит: «США будут изумлены обороноспособностью Ирана так же, как израильтяне были удивлены «Хезболлой» летом прошлого года во время войны в Ливане». По его словам, в течение часа после начала американского нападения к атакам против намеченных целей будут подключены боевики террористических организаций.
1 июня 2007
ЛАТВИЯ НАЧНЕТ ГОТОВИТЬ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ.
С этого года Латвийская морская академия в сотрудничестве с Рижской судоверфью впервые начнет учить молодежь профессии судостроителя
Рижская судоверфь была основана в 1913 году акционерами Рижского русско-балтийского вагонного завода. Предприятие, к тому времени уже успешно строившее в Риге автомобили, а в Петербурге - самолеты, решило попробовать себя и в судостроении. Верфь предназначалась для строительства самых современных эсминцев, которые и были заложены на ее стапелях. Увы, Первая мировая война заставила эвакуировать рабочих, станки, металл и разрезать недостроенные суда...
В советское время Рижский судоремонтный завод был, без преувеличения, известен всему миру - десятки стран доверяли рижанам приводить в порядок свои суда.
Сегодня Рижская судоверфь, благополучно преодолев спад объемов ремонтных работ, вновь вернулась к кораблестроению. Первое судно Loran было построено по заказу Норвегии. Скандинавам оно очень понравилось, и они стали для завода основным заказчиком.
Одна из причин их любви к Рижской судоверфи была в том, что суда здесь доводились примерно до 80% готовности, затем переводились заказчиком в свои доки, где дооснащались оборудованием. На них ставилось Made in Norway, после чего норвежское правительство возвращало судоверфи своей страны 25% от его стоимости - так у них трепетно заботятся о сохранении отечественного судостроения.
Сегодня в год на Рижской судоверфи до 130 судов ремонтируется и 15- 16 строится, в основном для Скандинавии. Многие из них уже сдаются под ключ. Но только лишь в прошлом году в первый раз суда здесь заказала Латвия - два буксира для Рижского свободного порта. Они уже возвышаются над стапелями.
В общем, судоверфь на подъеме, но тут к судостроителям подкралась наша общелатвийская беда - нехватка подготовленных рабочих кадров. Они на верфях всего мира особые, штучные. По признанию судостроителей, строить корабли сложнее, чем самолеты: самолеты выпускают сериями, суда же на поток не поставишь - они совершенно индивидуальные, а потому требуют особой квалификации рабочих всех специальностей.
В связи с этим по спецзаказу судоверфи Мореходная школа Латвийской морской академии c этого года начинает учить 25 парней специальности механик-судостроитель. Учебная программа соответствует европейскому стандарту Boat Builder, дополненному обширной практикой прямо на стапелях судоверфи.
Набор будет проводиться без вступительных экзаменов - по оценкам в удостоверении об окончании основной школы и результатам собеседования. Срок обучения четыре года.
За это время студенты получат образование третьего профессионального уровня, которое в советское время получали, окончив техникум. Все студенты будут получать дифференцированную государственную стипендию в размере от 7 до 35 латов, а лучшие из них еще и стипендии от Латвийского профсоюза торгового флота и от Рижской судоверфи. Иногородние смогут жить в общежитии Морской академии, платя 6 латов в месяц. Прием заявлений начнется с 12 июня и продолжится до 13 июля.
Айварс Столдерс (слева), исполнительный директор рижской судоверфи, и ректор ЛМА Янис Брунавс.
Обучение одной из судостроительных специальностей - это пилотный проект Морской академии. По словам ректора академии Яниса Брунавса, после приобретения опыта они планируют со следующего года обучать также электриков и специалистов по монтажу рефрижераторных установок
РАКЕТНЫЙ ОТВЕТ ВОЕННОМУ ЛОББИ США
ЗАЯВЛЯЕТ ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ И.БАРИНОВ.
Россия успешно провела накануне испытания нового ракетного комплекса. В то время, когда на космодроме Плесецк был произведен первый испытательный запуск новой межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, на исследовательском полигоне «Капустин Яр» наблюдали за пусками модернизированного ракетного комплекса «Искандер-М».
Депутат Госдумы Игорь Баринов («Единая Россия») в своем комментарии к прошедшим испытаниям отметил, что демонстрация Россией военной силы вызвала неоднозначную реакцию Запада. «Нынешние испытания новых вооружений говорят только об одном: в России, как и планировалось, происходит переоснащение армии новыми образцами техники, мы наращиваем свою внутреннюю мощь для того, чтобы граждане нашей страны могли ощущать себя в полной безопасности от постороннего вмешательства», — заявил Игорь Баринов.
«С другой стороны, наш ракетный комплекс представляет собой некое моральное средство борьбы с американскими ПРО в Европе. Российская политическая элита уже не раз заявляла и продолжает выражать свое отрицательное отношение к размещению боеголовок на европейской территории», — продолжил депутат. «Я не сомневаюсь, что Пентагон намерен подробнейшим образом изучить наши новые комплексы, а российские нововведения еще раз убедительно демонстрируют американским налогоплательщикам, что средства, запланированные в бюджете США на размещение ПРО в Европе, будут потрачены впустую»,- полагает Баринов.
«Анализируя ситуацию, лишний раз убеждаюсь, насколько сильно в Америке военно-промышленное лобби. Именно оно зачастую подталкивает действующую администрацию на необдуманные внешнеполитические поступки», — заключил Игорь Баринов.
РАКЕТНЫМИ ИСПЫТАНИЯМИ В РОССИИ ЗАЙМЕТСЯ ПЕНТАГОН.
Представитель госдепартамента США Том Кейси уклонился от конкретных комментариев в связи с высказыванием первого вице-премьера России Сергея Иванова о том, что испытанная накануне новая российская ракета способна проникать через любую защитную систему. По его словам, изучением этого вопроса занимается Пентагон, передает РСН.
Как сообщало ИА REGNUM, 29 мая в России был проведен первый испытательный пуск прототипа новой межконтинентальной баллистической ракеты РС-24, оснащенной разделяющейся головной частью. РС-24 представляет собой новейшую МБР тяжелого класса, которая должна будет заменить в составе российских стратегических ядерных сил устаревающие ракеты РС-18 и РС-20.
ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД «КИТТИ ХОУК»
Старейший корабль ВМС США - авианосец «Китти Хоук», отправился в свой последний поход перед окончательным списанием.
Как сообщает AP со ссылкой на командование Тихоокеанского флота, авианосец в сопровождении кораблей и подводных лодок поддержки вышел из порта своей постоянной приписки на военно-морской базе США в японской Йокосуке.
Дизельный авианосец «Китти Хоук» был спущен на воду в 1961 году и принимал участие в нескольких крупномасштабных военных операциях, в частности, во время войн во Вьетнаме и Ираке.
С 1998 года является единственным боевым кораблем американского флота, постоянно дислоцированным за рубежом.
В 2008 году его заменит на дежурстве новый атомный авианосец «Джордж Вашингтон».
Ротация авианосцев уже вызвала многочисленные протесты в самой Японии. Критики этого плана уверены, что появление у берегов Японии корабля с атомной силовой установкой ухудшит экологическую обстановку и будет способствовать росту напряженности в регионе
НОВЫЙ ФЛОТ РОССИИ!
Становление России как мировой державы три века назад началось с создания Петром Первым отечественного флота. Прошедшие триста лет изменили мир, но оставили в сохранности эту формулу. России сегодня нужны свой флот и собственное судостроение так же, как и тогда.
Сегодня отечественные предприятия занимают лишь 0,5% мирового рынка. Для такой страны, как Россия, это ничтожная доля. Тем не менее возрождение судостроения возможно - при условии, что промышленности будет оказана необходимая государственная поддержка. Причем речь отнюдь не идет о каких-то "сверхльготных" условиях. Нужно создать отечественным предприятиям хотя бы равные условия конкуренции с зарубежными производителями.
На VI съезде партии "Единая Россия" в Красноярске и VII съезде в Екатеринбурге были приняты решения, включающие судостроение - производство гражданских и военных судов, ледокольного флота - в число приоритетов промышленной политики. При этом особое внимание было уделено наиболее наукоемкому и высокотехнологичному сегменту отрасли. Сегодня благодаря решениям, принятым Президентом России Владимиром Путиным, можно говорить о начале практической реализации данной стратегии.
Главная цель - обеспечить рост производства в отрасли. По имеющимся оценкам, в результате реализации предлагаемых мер к 2010 году производство должно вырасти в 1,5 раза, к 2015-му - в 2,2 раза.
О каких мерах идет речь?
Первое - это начавшаяся реструктуризация отрасли, создание холдинга с выделенными внутри него региональными центрами судостроения. Холдинг - это не просто модное слово и отнюдь не самоцель. Это инструмент, позволяющий концентрировать усилия и ресурсы на наиболее перспективных направлениях и снижать себестоимость производства. Ведь отдельные заводы зачастую просто не могут
"потянуть" реализацию масштабных проектов. Кроме того, при выходе на зарубежные рынки разрозненные предприятия нередко конкурируют между собой, сбивая цену.
Создание крупного объединения позволяет решить одну из застарелых проблем отечественной промышленности - устаревшую структуру и организацию производства. Многие заводы живут чуть ли не в рамках "натурального хозяйства", самостоятельно изготавливая для собственных нужд все, до последней заклепки.
Себестоимость продукции при таком подходе нередко в разы отличается от аналогичных комплектующих, выпускаемых крупными сериями специализированными предприятиями. В рамках холдинга и создаваемых по территориальному принципу центров судостроения данная проблема может решаться гораздо более эффективно.
Наконец, произойдет объединение отраслевой науки и создание инжиниринговых центров. Это позволит создать условия для разработки и конструирования высокотехнологичных гражданских судов.
Второе - четкое определение приоритетных рыночных ниш и широкое использование возможностей внутреннего рынка.
Сегодня мировые лидеры - прежде всего Южная Корея (35% мирового рынка в 2005 году), Япония (около 20%) и Китай (порядка 15%) - строят корабли крупными сериями в условиях очень эффективного производства. Поэтому конкурировать с ними имеет смысл лишь там, где у России есть реальные преимущества. Это прежде всего высоконаукоемкое судостроение - газовозы, ледокольный флот и танкеры ледового класса, буровые платформы, научные суда и т.д.
Вопреки распространенному заблуждению эта ниша является достаточно широкой. Достаточно сказать, что только для освоения российского шельфа в ближайшие 20 лет потребуется порядка 55 добывающих платформ и сооружений, порядка 85 транспортных судов и 140 единиц обслуживающего флота. Между тем каждая платформа - это огромное сооружение, по уровню используемых технологий (да и по цене) сравнимое с атомной подводной лодкой. Отечественная промышленность, прежде всего северодвинские предприятия, вполне способна справиться с таким строительством.
Государство как влиятельный участник всех отношений, связанных с разработкой шельфа и природных ресурсов в целом, должно осуществлять разумную протекционистскую политику в отношении выпускаемой отечественными предприятиями конкурентоспособной судостроительной продукции. И оно будет ее осуществлять. Ситуация с некоторыми проектами, осуществлявшимися на Сахалине, где нашим заводам досталось лишь порядка 10-12% заказов, а остальная техника строилась за рубежом, не соответствует национальным интересам и не должна повториться. Тем более что другие страны в этом отношении гораздо менее щепетильны. Например, в США, которые нам нередко преподносят как образец либерализма, существует законодательство, фактически обеспечивающее определенную долю загрузки собственных верфей. В частности, согласно "закону Джоунса" каботажное и внутреннее судоходство в стране может осуществляться лишь на судах, построенных в США и плавающих под их флагом.
Третье - создание комфортных условий для отечественной судостроительной промышленности. Специалисты единодушны во мнении, что и с финансово-экономической, и с правовой точки зрения отечественные предприятия находятся в гораздо более тяжелых условиях, чем их зарубежные конкуренты.
Между тем достижения той же Южной Кореи, захватившей более трети мирового рынка, были бы невозможны без принятого еще в начале 60-х годов специального закона, дающего существенные налоговые льготы и направленного на развитие отрасли. Меры по поддержке собственного судостроения и сегодня активно используются многими государствами, занимающими значимую долю рынка.
К сожалению, после полутора десятилетий вынужденного простоя российское судостроение находится в достаточно тяжелом состоянии. Даже при наличии гарантированного спроса со стороны отечественных нефтяных и газовых компаний остаются проблемы с предложением, то есть с производством. Поэтому на начальном этапе очень важна государственная поддержка отрасли.
Что может предложить своим судостроителям Россия? Среди мер государственной поддержки одно из основных мест занимает субсидирование процентной ставки по кредитам. Для судостроения, требующего больших капиталовложений на долгий срок, это особенно важно. Еще одна необходимая мера - софинансирование инвестиционных проектов по модернизации производственных мощностей. Рассматривается вопрос о создании в России верфей для строительства крупных кораблей - водоизмещением 200 тысяч тонн и более. Для стимулирования процессов модернизации производственных мощностей предполагается также создание системы таможенных и налоговых льгот, связанных с импортом не производимых в России станков и оборудования для судостроительной промышленности. Наконец, требуется развитие системы лизинга.
Должно быть предусмотрено и государственное финансирование соответствующих программ. Речь идет о примерно 30 млрд рублей в 2007-2009 гг. и 117 млрд -в 2010-2015 гг. Если программы покажут свою эффективность, то цифра может быть увеличена.
Очень важно, чтобы переоснащение отечественной судостроительной промышленности осуществлялось на новейшей технологической основе, на базе долгосрочного и среднесрочного планирования, а строительство судов велось с использованием всех достижений отечественной науки и техники, в том числе в области электроники, композитных материалов, сплавов с использованием нанометаллов и так далее. Что же касается регионального аспекта, особенно важным представляется создание крупного производственного центра путем развертывания новых мощностей на Дальнем Востоке.
Четвертое. Говоря о судостроении, нельзя не упомянуть и о его самой высокотехнологичной - военной - части. Согласно государственной программе вооружений до 2015 года отечественный флот получит 31 корабль (для сравнения - в период 1996- 2006 гг. не было заложено ни одного). В их числе подводные лодки стратегического назначения нового поколения - первые суда такого класса в современной России. Растущий государственный оборонный заказ помимо своей основной цели - обеспечения ВМФ современными системами вооружений - станет еще одним реальным инструментом поддержки высокотехнологичного сегмента отрасли.
Продолжится работа в рамках военно-технического сотрудничества. В отличие от гражданского сегмента здесь отечественные производители заняли солидную долю рынка - по некоторым оценкам, порядка 20%. Эта доля должна быть как минимум сохранена.
Наконец, помимо высоконаукоемких производств Россия имеет все шансы продолжить успешную работу и в других сегментах рынка. Это относится, в частности, к строительству рыболовного флота. Около 60% рыбопромысловых судов России эксплуатируются сверх нормативного срока службы. При этом отечественные предприятия в замене этого флота (особенно в сегменте крупных и средних судов) участия практически не принимают. Подобное положение ненормально, тем более что все необходимые технические возможности у России есть. Поэтому здесь представляется целесообразным введение постепенных - по мере создания благоприятных условий как для самих рыбаков, так и для судостроительных предприятий - ограничений на лов рыбы в наших водах судами иностранного производства.
Предлагаемая стратегия развития отрасли получает сегодня поддержку и "Единой России", и лидеров судостроительной промышленности, и заинтересованных ведомств: Военно-промышленной комиссии Правительства РФ, Минпромэнерго, Федерального агентства по судостроению. Развитие отрасли является целью ряда проектов партии: "Фабрика мысли", "Санкт-Петербург - морская столица России" и другие. Сейчас под эгидой "Единой России" для реализации подобных задач создается Центр стратегического планирования и проектирования. Все это дает основания для уверенности, что выработанная с таким трудом стратегия не останется на бумаге: отрасль, в которой сегодня заняты 180 тысяч человек, сможет стать одним из локомотивов отечественного машиностроения и высоких технологий.
А с символической точки зрения большое значение имело бы размещение1 штаб-квартиры объединенной судостроительной компании в историческом центре отрасли - Санкт-Петербурге. Этот город был и остается подлинной морской столицей России.
Борис Грызлов,
Председатель Государственной Думы РФ,
Председатель партии "Единая Россия"
"Парламентская газета",
20.04.2007, №56
44-ый МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПОДВОДНИКОВ.
7,8,9 сентября 2007 года в г.Шербур, Франция состоится 44-ый Международный Конгресс Подводников.
Дополнительную информацию по Конгрессу можно получить в Клубе по тел.(812) 323-2462
7 сентября, Пятница.
20:30 Нормандский ужин
8 сентября, Суббота
10:30 Экскурсия по Шербуру
12:30 Средиземноморский обед
14:00 Экскурсия в Валь де Сар
20:30 Эльзасский ужин
9 сентября, Воскресенье.
13:00 Юго-западный обед
14:30 Посещение АПЛ Редутабль
21:00 Вечерние торжества
10 сентября, Понедельник.
11:00 Прощальный коктейль
Размещение в 2-х и 3-х звездочных отелях.
Организуется дополнительная программа пребывания во Франции по завершению конгресса.
Информация по тел. (812) 323-2467
«РУССКАЯ АКУЛА»
-документальный фильм с таким названием о ракетом атомном подводном крейсере «СеверСталь» стал настоящим подарком для членов «Общества ветеранов моряков-подводников в Латвии».
Этот кинопоказ стал своеобразным филиалом кинофестиваля о подводниках, который до 20 апреля проводит в Санкт-Петербурге Международная ассоциация подводников. Два фильма им прислали с берегов Невы.
Показу предшествовала небольшая официальная часть. Предсдатель общества, объединяющего более 100 человек, контр-адмирал Энвер Абраменко рассказал о работе правления в этом году. 18 марта в Доме Москвы прошло торжественное собрание, посвященное очередной дате рождения подводного флота России. Там же была развернута выставка, действующая уже около двух лет. Ее создали кандидат исторических наук Феликс Талберг и подводник Владимир Соколов. Побывала она и в Лиепае, где зарождался подводный флот России.
Координатор программы МКДЦ Артур Невицкий вручил ряду подводников памятные знаки, выпущенные Российским обществом содействия армии и флоту в честь 100-летия легендарного крейсера «Варяг».
В этом году во Франции пройдет съезд ветеранов-подводников. Приглашены туда и латвийцы. Присутствующие обсудили участие в мероприятиях приближающегося Дня Великой Победы, а также в проведении в порядок памятников на Гарнизонном кладбище.
Владимир Дубровский.
АПЛ "ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ" спущена на воду.
АПЛ "Юрий Долгорукий" - это, по существу, первая российская атомная подводная лодка, сказал первый вице-премьер РФ Сергей Иванов после подписания акта приемки лодки. Он обратил внимание на то, что все выступавшие на церемонии волнуются.
"Я тоже волнуюсь, потому что впервые за 17 лет мы спускаем такой корабль - по существу, это первая российская АПЛ стратегического назначения. К тому же, она и нового поколения", - заметил первый вице-премьер. Напомнив, что только что участники церемонии, в том числе и он подписали памятное удостоверение о выводе АПЛ из цеха, Сергей Иванов сказал: "Такие вещи подписывать гораздо приятнее, чем международные договора и какие-либо другие формальные бумаги".
По его мнению, название подлодки "Юрий Долгорукий" тоже символично: "Как когда-то князь Юрий Долгорукий объединил московские земли, так и эта лодка объединила тысячи высокотехнологичных предприятий российской промышленности, которые работали на конечный результат".
Он поблагодарил коллектив Севмаша - конструкторов, ученых, инженеров, рабочих за выполненную работу, добавив, что сегодняшнее событие, которое происходит в Севмаше, - это праздник не только для коллектива предприятия, но и для всех россиян". Первый вице-премьер назвал вывод АПЛ "Юрий Долгорукий" из стапельного цеха праздником для всей страны, передает РИА "Новости".
"Вы сделали великое дело - доказали, что наше кораблестроение развивается, что России по плечу делать такие уникальные комплексы вооружений", - сказал Иванов. "Я считаю, что это праздник для России, для промышленности, для флота, для Вооруженных сил и вообще для всей страны, потому что не только есть что защищать, но есть и чем защищать", - заявил он.
Иванов также высказал добрые слова в адрес правительства Москвы и мэра столицы Юрия Лужкова. "Это сейчас на завод все более или менее благополучно, очень много заказов, в том числе гражданские", - сказал первый вице-премьер, добавив, что сейчас предприятию приходится работать в три смены. А между тем, отметил Иванов, в конце 90-х зарплаты не выплачивались, женщины приходили на завод, чтобы покормить здесь своих детей. По его словам, в этот сложный период правительство Москвы помогло Северодвинску и Севмашу.
"Серия АПЛ проекта "Борей" надолго закроет проблему государства по его защите", - отметил, в свою очередь, заместитель министра обороны России по вооружению Алексей Московский. Он напомнил, что совсем недавно, в минувшем году, в год 100-летия Российского подводного флота, здесь же, на стапелях Севмаша, была заложена АПЛ этой же серии "Владимир Мономах". Церемония торжественного вывода из цеха АПЛ "Юрий Долгорукий" проходит в настоящий момент на Севмаше.
В церемонии принимают участие первый вице-премьер Сергей Иванов, главком ВМФ Владимир Масорин, замминистра обороны Алексей Московский, советник президента РФ по военно-промышленной политике Александр Бурутин, мэр Москвы Юрий Лужков, гендиректор Севмаша Владимир Пастухов, глава администрации Архангельской области Николай Киселев.
После постановки АПЛ к достроечной набережной начнется этап швартовых испытаний, который планируется завершить в октябре 2007 года. После этого начнется этап заводских ходовых испытаний. В настоящее время техническая готовность АПЛ составляет 82%.
В 2007 году в рамках Гособоронзаказа на разработку проекта будет выделено 742 миллиона рублей, на строительство корабля - 4,92 миллиарда рублей. АПЛ "Юрий Долгорукий" проекта 955, типа "Борей", строится на Севмаше с 1996 года. Планируется, что она будет оснащена стратегическим ракетным комплексом "Булава-М" с ядерными блоками индивидуального наведения, способными поражать цели на расстоянии до 8 тысяч километров.
Длина корпуса АПЛ составляет 170 метров, ширина - 13,5 метров. Помимо баллистических ракет, подводная лодка будет оснащена торпедными аппаратами. Ядерная силовая установка, приводящая в движение один гребной винт, позволит лодке развивать скорость в надводном положении до 15 узлов, а в подводном положении до 29 узлов.
Россия планирует построить 8 атомных подводных лодок класса "Борей". "Мы планируем построить по программе вооружения 7 лодок проекта "Борей", восьмую -в 2015 году", - сообщил замминистра обороны, начальник вооружений Алексей Московский.
Два однотипных ракетных крейсера - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", были заложены на заводском стапеле в 2004 и 2006 годах. Подлодки спроектированы в ЦКБ морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург).
При строительстве "Бореев" применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств, снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.
|