Приветствуем Вас на сайте ветеранов-подводников Латвии!!!

Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Ссылки. Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая


Табатчиков

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ МА ПОДВОДНИКОВ ЛАТВИИ
КАПИТАН 1 РАНГА ТАБАТЧИКОВ ПЕТР ГАВРИЛОВИЧ.



Петр Табатчиков.

БРАТСТВУ ПОДВОДНИКОВ - БЫТЬ!

Здесь каждый за всех и за каждого каждый
Без размышлений, там все, как в бою!
И побеждают там всем экипажем,
Так же, как сразу - все жизнь отдают!
В.Акулецкий.

В июне 1964 года я, в звании капитан - лейтенант, был вызван в Политуправление Балтийского флота. Заместитель Члена Военного совета Б.Ф. контр - адмирал Руднев на собеседовании предложил мне должность заместителя по политической части командира подводной лодки «С - 264» - это средняя дизель-электрическая ПЛ. Базировалась она Б городе Рига и входила в состав 156 Бригады подводных лодок. Командовал бригадой опытный подводник капитан 1 ранга И.П. Кабанов, в дальнейшем стал адмиралом.

156 Бригада входила в состав 37-й Краснознаменной Дивизии подводных лодок, которая базировалась в Лиепае. Командир дивизии контр - адмирал П.П.Кулик - один из самых популярных и опытных морских военноначальников. В дальнейшем эта дивизия станет эскадрой подводных лодок, которой командовал контр - адмирал Н.Е.Хромов. Он вырос на этом объединении подводных лодок и на Балтийском флоте от лейтенанта до вице-адмирала. Уволился с флота в должности Начальника Тыла Балтийского флота

В конце 1964 года с Северного флота перебазировалась 22-я Бригада подводных лодок. Для пополнения этого соединения из Риги были переведены две подводные лодки, в том числе и ПЛ «С - 264», на которой я служил. 22-й Бригадой командовал капитан 1 ранга В.В.Григорьев.

Во время моей службы на «С - 264» сменилось три командира капитаны 2 ранга В.М.Тетюхин, Г.В.Лукин и В,К.Захарьин. Основное время службы на лодке4 а это было более 3-х лет, мне пришлось служить с Захарьиным Владимиром Константиновичем. Именно с ним были совершены боевые службы, заграничные походы, визиты дружбы в ПНР и ГДР в порты Гдыня и Росток. Все походы в Атлантический океан успешно выполнялись.

Подводная лодка по итогам года (1966,1967 и 1968) занимала призовые места. В 1968 году на рубке лодки красовались знаки; «Отличная ПЛ», Приз Главкома ВМФ «За отличную торпедную стрельбу», Приз Главкома ВМФ «За отличную минную постановку». Большая заслуга в завоевании призов принадлежит личному составу БЧ-Ш (минно-торпедная часть) и ее командиру капитан-лейтенанту П.С.Дробовичу. В 1968 году он был назначен с повышением по службе - старшим помошником на одну из лодок соединения.

Последнюю свою боевую службу на подводной лодке «С - 264» я совершил в апреле 1968 года. Лодка выполняла разведку в Атлантическом океане в районе передовой военно-морской базы США Холи-Лох. Поставленную задачу: контролировать входы и выходы атомоходов экипаж лодки выполнил успешно.

При возвращении из района боевой службы в родную базу на лодку пришло радио с сообщением: при выходе из проливной зоны вас встречают на военном ракетоносце «Зоркий» Командующий Балтийским флотом адмирал В.В.МихаЙлин, Член Военного Совета БФ адмирал Я.Г.Почупайло и офицеры штаба флота.

K-38



На горизонте появился «Зоркий». Получили семафор: «Подводной лодке подойти к борту корабля и пришвартоваться». Выполнили команду, приняли трап. На подводную лодку спустились 12 офицеров штаба флота. Командование лодки и начальник политотдела 37-й Дивизии капитан 1 ранга В.Г.Копытов, принимавший участие в этом походе, доложили об обстановке на корабле и успешном выполнении задания боевой службы в более чем 30-ти суточном боевом походе. В течение суток на переходе до ВМБ Балтийск офицеры штаба флота тщательно проверяли материальную часть и оружие, беседовали с личным составом.

О результатах проверки они доложили Командующему флотом и Члену Военного совета, что материальная часть в строю, боевое оружие в надлежащем состоянии, моральный дух экипажа высок. Пополнив запасы, личный состав готов для выполнения очередной поставленной задачи.

Подводная лодка пришла в Балтийск в дни празднования 1 мая. По флоту дано оповещение с сообщением, об успешном выполнении задач боевой службы в Атлантическом океане подводной лодкой «С - 264», где командиром капитан 2 ранга В.К.Захарьин. Да, действительно, Захарьин был прекрасным командиром: тактичный вежливый, работоспособный. В походе не знал покоя, большую часть времени находился в центральном посту. Он презирал разгильдяев, лжецов и пьяниц. Выступая перед личным составом, он не раз подчеркивал «Я ненавижу империализм, болтунов и особенно - пьяниц».

За успехи в боевой и политической подготовке, решение задач в боевой службе многие члены экипажа были награждены правительственными наградами. Командир и я были награждены орденами «Красной Звезды», медалями, ценными подарками были награждены многие моряки подводной лодки «С - 264». За успешный боевой поход нашей лодки награды получили командир 22 Бригады и начальник политотдела 37 Дивизии.

В июле 1968 года командира направили учиться в Военно-морскую академию, а меня служить на атомную подводную лодку Северного флота.

Владимир Константинович Захарьин после окончания академии был направлен на Тихоокеанский флот в оперативное Управление штаба. После этого вскоре он возглавил Оперативное Управление в Главном штабе ВМФ. О таких людях, как Владимир Константинович, говорят, «сгорел на работе». Он умер в расцвете творческих сил, ему было немного более 50 лет. Добрая память о нем будет долго храниться у многих сослуживцев в сердцах. И лично в моем сердце.

В июне 1968 года я прибыл для продолжения дальнейшей службы на Северный флот, на 1-го Краснознаменную Флотилию атомных подводных лодок. Командующий флотилией вице-адмирал А.И. Сорокин, Член военного совета флотилии контр-адмирал С.С.Бевз. Место базирования: Мурманская область, Североморск - 7, поселок Заозерный. Чаще его называют «Западная Лица».

K-38



Приказом Главкома ВМФ я был назначен заместителем по политчасти командира АПЛ на головную лодку проекта 671 «К -38»,- многоцелевой подводный истребитель, атомный подводный крейсер - автомат. Атомная лодка второго поколения имела 70% экипажа офицеров и мичманов, 30% - моряки срочной службы. В штатном расписании рядовых нет, низшее звание - старшина 1 статьи. Командир АПЛ «К - 38» - капитан 2 ранга Евгений Дмитриевич Чернов, старший помошник капитан 2 ранга Станислав Дмитриевич Мезенцев.

«К - 38» вошла в состав 3-й Дивизии АПЛ. Командир дивизии капитан I ранга Аркадий Петрович Михайловский - Герой Советского Союза. Начальник штаба капитан 1 ранга Федор Степанович Воловик, бывший тихоокеанец, назначен на должность после окончания Академии Генерального Штаба. Заместитель командира дивизии по политической части капитан 1 ранга Николай Павлович Дьяконский

3-й Дивизия - это дивизия, в которую начали поступать атомоходы первого поколения в конце 50-х и в начале 60-х годов, Первая атомная лодка «К -3» (Ленинский Комсомол), которая прошла подо льдами и всплыла на Северном полюсе. Командовал лодкой капитан 2 ранга Л.М.Жильцов. Возвращение «К - 3» из этого похода получило широкое освещение в печати, на базе было отмечено как большой праздник. Указом Президиума Верховного совета СССР от 20 июля 1962 года « За успешное выполнение специального задания Правительства» контр-адмирал А.И.Петелин (1-й Командующий флотилией), капитан 2 ранга Жильцов и командир БЧ ~ 5 инженер-капитан 2 ранга Тимофеев были удостоены звания Героя Советского Союза.

В 1963 году успешный поход к Северному полюсу совершила атомная лодка под командованием капитана 2 ранга Ю.А.Сысоева. На Северном полюсе подводники водрузили Государственный флаг СССР и Военно-морской флаг Родины. Ю.А. Сысоев (ныне адмирал) так же удостоен звания Герой Советского Союза. 3-я Дивизия в 2001 году отметила свой 40-летний юбилей. В ее состав продолжали поступать атомоходы второго поколения. Только с 1968 по 1975 годы в дивизию поступили 24 лодки 671, 671 рт, 705 проектов. Дивизией в разное время командовали прославленные подводники В.Л.Маслов, Н.К.. Игнатов, А.П. Михайловский, Ф.С. Валовик, Е.Д.Чернов, В.М. Храмцов, В.А.Горев, В.Д.Ямков. В мирные дни, как сейчас принято называть в « годы холодной войны на море» на дивизии получили звание Героя Советского Союза 25 человек. Звание «Герой России» были присвоены вице-адмиралу М.В.Моцак, капитанам 1 ранга В.П.Рыкову, А-П.Рымарю, А.П.Ефанову. В 80-е годы дивизия была расформирована.

Подводная лодка «К-38» в 1968 году после отработки всех курсовых задач и трех недельного похода в Норвежское море приняла участие в торпедных стрельбах на Приз Главкома ВМФ. Атаковав «вражеский конвой» и «поразив» главную цель, «К-38» завоевала этот престижный приз. Личный состав корабля был поощрен; благодарность, ценные подарки, Почетная грамота от Главкома ВМФ СССР. А по итогам года АПЛ «К-38» была объявлена лучшей на объединении атомных подводных лодок.

 Экипаж K-38



В 1969 году наша лодка начала готовиться к своей первой боевой службе, отдоковалась в Пала - губе (Полярный), но неожиданно потек парогенератор: - волосяная течь. Казалось на первый взгляд мелочь, но как позже стало известно, часть личного состава получили сверх допустимую дозу радиации.Это в первую очередь личный состав третьего реакторного отсека.

Подводная лодка вновь вернулась в Северодвинск, где проходили государственные испытания. И надолго. Встали у причала завода «Звездочка», парогенератор на лодке заменили на новый. Вернулись в Западную Лицу, отработали все курсовые задачи и опять начали подготовку к боевой службе. В феврале 1970 года АПЛ вышла на боевую службу в Атлантический океан. Кроме штатного личного состава на борт «К-38» была приписана группа из 7 человек «ОСНАЗ» -группа разведки. С нами в море вышли заместитель генерального конструктора фирмы «Малахит» - Колосков, работник особого отдела дивизии капитан 2 ранга Чернышев, заместитель командира 3-й дивизии по политчасти капитан 1 ранга Н.П. Дьяконский и научный сотрудник военно-морского НИИ, офицер по изучению обитаемости личного состава во всех отсеках атомной лодки.

Боевая служба нашей лодке была определена в северной Атлантике. Экипаж действовал согласно плану и расписания по выполнению боевых задач на каждые сутки плавания. Неслась 3-х сменная походная вахта, всплывали на перископную глубину на очередной сеанс связи. Экипажу ставили новую задачу. Моряки четко несли походную службу. Организовано соцхоревнование между боевыми сменами - их три. Командир боевой смены - офицер. Серьезных нарушений инструкций и корабельного устава не было.

12 марта командиру лодки капитану 1 ранга Е.Д.Чернову исполнилось 40 лет. По случаю юбилея по корабельной радиотрансляции с поздравлением выступил капитан 1 ранга Дьяконский. Он отметил, что на «К - 38» отличный экипаж, который на боевой службе в океане прекрасно выполняет поставленные задачи. Свое выступление он закончил такими словами: « на таких офицерах, как ваш командир Евгений Дмитриевич Чернов -флот держится».

В этом походе, в Атлантическом океане 45-летний юбилей отметили командиру БЧ - 5 капитану 2 ранга Николаю Николаевичу Думенскому. Кто-то из офицеров безобидно пошутил: «Дяде Коле - 45, дядя ягодка опять». Николай Николаевич вроде бы не обиделся.

31 марта 1970 года из Москвы пришла очередная радиотелеграмма за подписью Члена Военного Совета ВМФ адмирала Гришанова; «О присвоении очередного воинского звания капитан 2 ранга Петру Гавриловичу Табатчикову». Экипаж поздравил меля с очередным званием, а капитан 1 ранга Дьяконский вручил мне свои погоны. Дескать, со временем и ты будешь в этом звании. Его слова сбылись.

До окончания боевой службы оставались считанные дни. На очередном сеансе связи поступило радиодонесение: командиру АЛЛ приказано участвовать в военно-морских маневрах «Океан - 70», посвященных 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Этому важному событию были посвящены; радио митинг, радиогазеты, стенные газеты, беседы командного состава АЛЛ, офицеров на боевых постах. Выступившие по «Каштану» офицеры, мичманы, старшины и матросы заверили командование, что боевую службу на маневрах «Океан» будут нести достойно и юбилей В.И.Ленина встретят с высокими показателями в боевой и политической подготовке, особой бдительностью на своих боевых постах в отсеках подводной лодки.

Радиограммы участились. Командирам «К - 8» и «К - 38» ставились очередные задачи. Оказалось, что в одной завесе с нашей лодкой находилась и АПЛ «К - 8», где командиром был Бессонов. Расстояние между лодками в завесе было около 30 миль. Командиром завесы назначен командир нашей лодки. В начале апреля завеса была расформирована по непонятной нам причине. Как потом стало известно, это совпало по времени с произошедшей аварией на «К — 8», переросшей в катастрофу с гибелью лодки и 52 членов ее экипажа во главе с командиром капитаном 2 ранга В.Б.Бессоновым. В случае приказа вышестоящего командования наша подлодка могла быть у борта аварийной лодки через час, но такого приказа не поступило. Подробно экипажу «К - 38» стало известно о гибели «К - 8» и части его экипажа только по прибытии на базу накануне первомайских праздников. На пирсе нас встречал Командующий флотилией вице-адмирал В.С.Шаповалов, который сразу же в кают-компании сообщил нам это страшную весть. Память погибших все почтили минутой молчания.

Во время учения на маневрах «Океан - 70» нашей АЛЛ было приказано дважды форсировать в подводном положении. Датский пролив, покрытый огромной толщью льда. Датский пролив между островами Исландией и Гренландией.

Итак, на маневрах «Океан» мы успешно выполнили все поставленные задачи, .как и все задачи почти 3-х месячной боевой службы в Атлантическом океане.

Министр Обороны СССР объявил всему личному составу благодарность. Главком ВМФ наградил ценным подарком особо отличившихся членов экипажа «К - 38». Старший помощник АПЛ капитан 2 ранга Мезенцев был направлен на командирские классы, командир Е.Д.Чернов назначен начальником штаба 3-й Дивизии. Вручена экипажу Почетная грамота Главнокомандующего ВМФ. Был учрежден памятный знак «За дальний поход» с подвеской «Океан», который был вручен не только личному составу лодки, но и всем прикомандированным, которые находились на борту лодки и участвовали вместе с экипажем подводной лодки в решении всех задач на боевой службе и маневрах. В ознаменование 100 - летая со дня рождения В.И.Ленина правительством страны была учреждена юбилейная медаль «За воинскую доблесть» (а гражданским лицам «За трудовую доблесть»). Эта медаль была вручена всему личному составу лодки в Первомайские праздники. Одновременно, в эти праздники, за освоение новой техники и оружия (К - 38 являлась головной нового проекта 671) 17 офицеров и мичманов удостоены высоких правительственных наград. Ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Знак почета и медали «За боевые заслуги» членам экипажа вручали адмиралы Шаповалов, Бевз и Михайловский.

Об итогах боевой службы и участии в маневрах «Океан» АПЛ «К - 38» мной был написан реферат. Все материалы партийно-политической работы были востребованы в Военно-политическую академию им. Ленина и Музей Северного флота. Командиром АПЛ «К - 38» был назначен, вернувшийся с командирских классов бывший старший помощник капитан 2 ранга С.Д.Мезенцев. Грамотный и высокообразованный офицер, и прекрасный человек он потом окончил Военно-морскую академию и Академию Генерального штаба с красным дипломом. Его дальнейшая служба проходила в Главном Штабе ВМФ и Генеральном штабе Вооруженных сил СССР. О Е.Д.Чернове. Я знал его по совместной службе на Флотилии атомных лодок около 10 лет. Ныне он вице-адмирал, Герой Советского Союза, на его груди два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, За службу Родине 3-й степени. Закончил службу он в должности заместителя начальника Военно-морской академии по науке.

Из пяти командиров подводных лодок, у которых я был заместителем по политической части, особенно помню трех: В.К.Захарьина, Е.Д.Чернова и С.Д.Мезенцева. Это, действительно, были настоящие командиры, с которыми легко служилось, и вместе добивались хороших показателей в боевой и политической подготовке.

В 1971 году АПЛ «К - 38» совершила очередное плавание на боевую службу. Службу несли в Средиземном море и Атлантическом океане уже под командованием капитана 1 ранга Мезенцева. Старшим на борту был начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Чернов. Все задачи выполнили успешно, серьезных замечаний не было. Хочется особо отметить офицеров и мичманов лодки, которые показали настоящее мастерство в своем деле. Ассы своей профессии: управленцы атомными реакторами, затем они стали командирами дивизионов, боевых частей, флагманскими специалистами соединений. Это капитаны 1 ранга Владимир Долгов, Николай Щербина, Виталий Валовик,Семен Коган, Штурман Владимир Ценин, командир БЧ-5 Николай Думенский, начальник службы РТС Михаил Кнох, командир БЧ-Ш Геннадий Курбанов, начальник химслужбы Александр Чугунов, мичманы Молчанов, Цветков, Горбылев, Гаврилов и многие другие.

Николай Ярехтович Щербина закончил военно-морскую службу в Военно-морском инженерном училище, в котором он учился на спец.факультсте, заведующим кафедрой, доцентом, кандидатом инженерных наук.

21 октября 1971 года на АПЛ «К - 38» произошла серьезная авария с утечкой радиации. В то время это было от нас скрыто и засекречено. Я узнал о трагедии на «К - 38» только в 1997 году. Запись в корабельном журнале имеется. Большинство личного состава получили сверхдопустимую дозу облучения. Несколько человек из экипажа, участвовавшие в ликвидации последствий ядерной аварии и находились очень близко к источнику ядерного излучения умерли. Это офицеры Димитропуло, Балашов, ДумеисквЙ, Ценин и другие. Всего более десятка подводников. Неизвестна судьба моряков подводников срочной службы уволенных в запас.

В настоящее время все офицеры и мичманы, которые находились во время аварии на «К-38», являются ветеранами комитета подразделения особого риска. Комитет находится в городе Санкт-Петербурге, улица Автовская, 22. Большинство членов экипажа лодки получили инвалидность 1-й и 2-й группы. Инвалидность определили и мне в 2001 году - 2 группа-пожизненно.

В последнее время руководство России много уделяет внимания по усилению могущества военно-морского флота, в том числе подводного. О самом последнем проекте российских конструкторов подводных лодок и боевого оружия с гордостью могу проинформировать читателей, особенно подводников.

Подводная лодка будущего благодаря особому устройству прочного и легкого корпуса и металл, из которого их сделают, будет способна опускаться на глубину 600 метров. Новой конструкции двигатель сделает АПЛ почти полностью бесшумной. Самым грозным оружием лодки будут 16 межконтинентальных ракет, 24 торпеды различного класса и 12 зенитных ракет. АПЛ будет оборудована одним носовым и двумя бортовыми гидроакустическими комплексами, которые интегрируются с компьютерной системой.

Грозным оружием является подводная торпеда- ракета «Шквал» Она идет под водой со скоростью 360 км/час. Форма ракеты под водой создает своего рода воздушный шар, что в десятки раз уменьшает сопротивления воды. Работы по перспективной модернизации этого оружия засекречены и ими очень интересуются американские конструкторы и шпионы.

Разрабатывается новый вид топлива, который позволит ракете выходить на скорость 400 км/час и больше. Ни одна противоракета в мире не будет способна «поймать» ее своим подводным электронным «глазом» длительное время. К тому же «Шквал» в скором времени оборудуют специальным устройством, которое позволяет торпеде - ракете маневрировать по курсу, который не способен вычислить ни один компьютер Новейшее оружие, которое имеют российские подводники, позволят им надежно защищать государственные интересы России.



Страница капитана 1 ранга Табатчикова П.Г. - Читать далее>>> …



Hosted by uCoz