СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ САМУИЛА БОГОРАДА -
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА -
ПОСВЯЩАЕТСЯ ЭТА СТРАНИЦА!!!
УСТАНОВЛЕННАЯ ПАМЯТЬ
О Герое Советского Союза в Риге вспомнили неофициальные лица.
Памятник Герою-подводнику БОГОРАД С.Н. - открытый 9 МАЯ 2005 года на
Гарнизонном кладбище города Рига.
Ветераны подводного флота в Латвии сделали это......
Мы выражаем БЛАГОДАРНОСТЬ спонсорам - "Новая Газета" - Москва,
профсоюзу Латвийских мореходов торгового Флота.
СПАСИБО! И храни вас Бог!
Не было на могиле Самуила Богорада в Риге памятника. Была доска с датами рождения и смерти. И кто упрекнет вдову, что не поставила она достойной памяти мужа гранитной плиты. А на плите — чтобы золотыми буквами: «Герой Советского Союза капитан первого ранга Самуил Богорад». Чтобы заказать такую надпись в 1996-м на могиле дорогого человека, надо было в те годы в Латвии иметь особое гражданское мужество и железные нервы, потому что ходить потом каждые выходные на кладбище пришлось бы с одной мыслью: «А не плеснули ли черной краской на дорогое имя в этой обиженной на советскую власть стране?».
Элеонора Ивановна Богорад дожила до 60-летия Победы, и утром рано 9 Мая приехала за ней машина с товарищами-подводниками, которые повезли ее на кладбище, где стоял памятник — черная гранитная плита с золотыми буквами: «Герой Советского Союза…». Потом были церемония и венки от послов дружественных Богораду стран — России, Белоруссии,Узбекистана, Израиля. От сейма Латвии был венок и от студентов Балтийского русского института. И от ветеранов-подводников само собой. Все почести, как должно, отдали герою.
Героев Советского Союза по разнарядке не дают. В Отечественную точно такого не было. Евреям, чтобы уже без недомолвок, Звезду Героя давали не то чтобы за выдающиеся заслуги — за беспрецедентные. Про боевую славу Самуила Богорада надо писать отдельно, и «Новая» уже писала. Но был в военной жизни капитана первого ранга эпизод, за который, с точки зрения стандартов воинской доблести на беспощадной войне, Героя ему могли запросто и не дать. Самуил Богорад спас от смерти экипаж немецкого корабля. Это было в апреле 45-го. Немецкая группировка в Курляндии была окружена советскими войсками. Несколько танкеров с бензином немцы отправили в Вентспилский порт на помощь окруженным. Капитан Богорад обнаружил невооруженный танкер «Геттеринг» и вполне мог бы торпеду по фрицам пустить безо всяких сомнений. Или даже — а кто упрекнет? — с чувством глубокого удовлетворения. Но капитан «Щ-310» после всплытия подлодки скомандовал противнику: «Экипаж — в шлюпки и на берег. Капитана с судовыми документами — ко мне на борт». Немецкие моряки в шлюпках поплыли к берегу, а капитан — к подводной лодке, взяв с собой судовой журнал и бинокль. И только после этого, убедившись, что на корабле ни души, Богорад скомандовал: «Пли!»…
А лет через двадцать он — капитан транспортного судна — на пути в один из европейских портов попал в шторм. Решил обойти его по Кильскому каналу. Вести судно по курсу помогал Богораду немецкий лоцман. И понадобился немецкому лоцману бинокль. Дали бинокль. Лоцман… В общем, что он сказал в эту минуту, история умалчивает, потому что в руках у него был тот самый бинокль, который он отдал в 45-м командиру русской подлодки, то есть Богораду. Обнялись капитан с лоцманом молча.
…И вот у такого человека не было в Риге достойного памятника. А он еще в Латвийском морском пароходстве после войны проработал 25 лет, хотя и это в деле увековечения памяти некоренного жителя Латвии не стало веским аргументом. Но не об этом речь, а об исторической справедливости.
Идея восстановить ее возникла в «Новой», мы решили помочь материально. Денег на весь памятник у нас не было. Но их хватило для того, чтобы перспектива открытия памятника герою уже не казалась утопией. В Риге этим делом занялись ветераны-подводники: пустили шапку по кругу. Не очень много, прямо скажем, свободных средств оказалось у военных пенсионеров. Тогда подводники решили обратиться к официальным лицам.
Итог вышел следующий: главнокомандующий ВМФ России адмирал Куроедов на просьбу о помощи в установке памятника не отозвался. Депутатский запрос министру обороны Иванову остался без ответа. Официальные лица рангом пониже тоже отмолчались. Не очень-то, сказать по правде, и рассчитывали на них.
Ветераны обратились в рижскую газету «Телеграф». Редакция связалась с Латвийским морским пароходством, и профсоюз моряков выделил средства. С тем, что собрали, пришел бывший подводник Михаил Тужиков в фирму Аlphabets, которая делает памятники. Денег на достойный вариант все равно не хватало. И тогда Роза Гедеонова, директор фирмы, сказала: «Вы делаете великое дело!», после чего дала рассрочку на полгода, немыслимую скидку и еще цветы у могилы посадила от себя лично. А жена Тужикова Татьяна, преподаватель Балтийско-Русского института, на лекции рассказала о Богораде, после чего студенты отправились убирать территорию у могилы, а Марина Агеева написала заметку в студенческую газету и добавила от себя еще 50 долларов. Хватило на достойную гранитную плиту…
Такая история. Про память.
Наталья ЧЕРНОВА
19.05.2005
В СПИСКАХ ГЕРОЕВ ЗНАЧИТСЯ ДВЕНАДЦАТЫМ.
Передо мной список евреев–Героев Советского Союза, тех из них, кто был удостоен этого звания в боях с нацистской Германией. Всего сто семнадцать человек. По некоторым, дополнительным данным, их было сто сорок. Вот некоторые имена. По алфавиту. Абрамов Шатнель Семенович, пехота. Абрамович Абрам Григорьевич, танковые войска. Бершт Абрек Аркадьевич, авиация. Белинский Ефим Семенович, войсковая разведка. Белявин Евель Самуилович, авиация. Бердичевский Леонид Афанасьевич, танковые войска. Березовский Ефим Матвеевич, артиллерия. Бескин Израиль Соломонович, артиллерия. Бирбраер Евгений Абрамович, минометная артиллерия. Биренбойм Яков Абрамович, пехота. Блувштейн Александр Абрамович, воздушно-десантные войска. Богорад Самуил Нахманович, подводный флот...
Богорад Самуил Нахманович, капитан теплохода “Кемери”... Мне, да и всем нам, сотрудникам газеты “Латвийский моряк” 60-70-х годов, он был хорошо известен. В изданной в 1971 году нашей редакцией книге “В годы штормовые” ему посвящен очерк “Щука” идет в атаку”.
Сегодня я вкратце перескажу его, сохраняя стилистику оригинала.
...Теплоход “Кемери” идет Балтикой. Курс – к рижским берегам. Вот уже позади датская и шведская земля. Прошли и траверзы Калининграда, Клайпеды. Открылся маяк Ужавы.
Капитан Богорад сквозь лобастое стекло рубки вглядывается в густеющие сумерки. Ужава! Ужава! Можно ли забыть тебя? Сколько времени прошло с тех дней, но каждый раз, когда “Кемери” выходит на траверз Ужавского маяка, капитан поднимается в ходовую рубку и долго, долго глядит вокруг на шумящее в темноте море, на мирно мигающий огонек.
Подводная лодка "Щ-410"
Тогда тоже стояла осень – четвертая осень войны. Подводная лодка “Щ-310”, которой он в ту пору командовал, вот здесь, на траверзе маяка Ужавы, обнаружила вражеский конвой. Шли несколько транспортов в охранении военных кораблей. Боевые суда, словно овчарки, сторожащие стадо, окружали транспорты со всех сторон: с бортов, по курсу, с кормы. Их экипажи были настроже, так как на днях в этих же водах был потоплен навигационный корабль “Нордштерн”. Знали бы немцы, что его потопил тот же капитан Богорад, который сейчас выцеливает их через перископ.
Командир подлодки убедился: конвой чрезвычайно сильный. Чтобы атаковать транспорты, следовало обойти его. Но как?
Лодка пошла вниз. Экономичным малым ходом, стараясь шуметь как можно меньше, “Щ-310” осторожно пробирается под днищами кораблей конвоя. Пора бы всплыть для атаки – до транспорта три кабельтовых. Лодка подвсплывает. Капитан приникает глазом к стеклу перископа. Объект атаки почти не виден. Октябрьские хмурые сумерки затушевывают судно. А до транспорта, по всем расчетам, ходу немногим более двух минут. Пропустишь лишнюю секунду – и отворачивай. Какой же выход? Единственный – всплыть так, чтобы можно было выйти из рубки, быстро осмотреться и нацелить лодку точно на транспорт. Но корабли охранения? Что если, выскочив наверх, сразу наткнешься на стену огня? Конец не только атаке, но и лодке.
Но на войне как на войне...
Капитан отдает команду. И лодка стала всплывать. Вот уже отброшен люк рубки. Самуил Богорад вместе с сигнальщиком и старшим помощником выскакивают наверх. Здесь, на открытой площадке рубки, вражеский транспорт виден отчетливо: на палубе и в трюмах сотни немецких солдат и тысячи тонн военного снаряжения и грузов специального назначения.
В распоряжения командира “щуки” считанные мгновения. Он определяет координаты цели, отдает приказ:
– Залп!
Лодка вздрагивает, освобождаясь от торпед.
– Срочное погружение!
Почти в ту же секунду взблескивает огонь выстрела на ближнем военном корабле. А транспорт, по которому пришелся меткий и точный удар, шел ко дну.
В замешательстве, возникшем на конвое, лодке удалось благополучно проскочить сквозь кольцо охранения. И в эту минуту, видя выгоду своего положения, капитан Богорад дает второй залп – уже из кормовых торпедных аппаратов. По сторожевому кораблю. И – полный вперед! В отрыв!
Но гибель двух судов, да еще торпедный удар из надводного положения, – такого невероятного нахальства, такой невиданной дерзости немцы, большие знатоки морского боя, не могли простить советской подлодке. Сорок часов продолжалась их погоня. “Щука” уходила от них на предельной глубине. Самым опасным врагом был для нее собственный шум от винтов. Чтобы он не выдал врагу месторасположение субмарины, капитан Богорад очень внимательно следил за ходом кораблей противника. Они идут быстрее, больше шумят. И он прибавлял ход. Наверху замедляют скорость, и он отдавал приказ: “Малый вперед!”
Благодаря этой хитрости ни одна глубинная бомба не угодила по “щуке”. Все они рвались за кормой. И так сорок часов подряд. Под водой, не всплывая. А ведь в те времена лодке полагалось каждые двадцать четыре часа подниматься на поверхность моря, запасаться свежим воздухом.
Но какой свежий воздух! Взрывной волной вывело из строя электрическое управление горизонтальными рулями. Пришлось перейти на ручное. Лодку бросало. То ли от неравномерного действия горизонтальных рулей, управляемых вручную задыхающимися от недостатка воздуха матросами, то ли от близких разрывов бомб.
В таком инвалидном, можно сказать, состоянии “щука” Самуила Нахмановича Богорада вернулась на базу. И вскоре, восстановив былую мощь, снова вышла в море. Но уже орденоносной. За боевой поход, в ходе которого было потоплено сразу три вражеских корабля, “Щ-310” была награждена орденом Красного Знамени, капитан подлодки – орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза, офицеры и матросы подлодки стали Кавалерами орденов и медалей.
Пересказывая очерк “Щука” идет в атаку” из нашей “редакционной” книги “В годы штормовые”, я невольно вспоминал о том, как создавался этот сборник, ныне истинный раритет, как потом мы отмечали в буфете Интерклуба моряков Латвийского торгового флота его выход в свет. И то, несколько тревожное недоумение, когда на последней странице, где напечатано прописными буквами “СОДЕРЖАНИЕ”, не обнаружили наших фамилий рядом с нашими материалами.
Мда, – мелькнуло тогда в голове, – почти все евреи.
Однако, углубившись куда обстоятельней в печатный текст, я обнаружил на развороте обложки авторский коллектив. Вот он – “Е. Гаммер, Л. Нукневич, Я. Мотель, Я. Сколис, Я. Ядин. Составитель сборника – Заслуженный деятель культуры Латвийской ССР Я. Сколис.”
В связи с этой неразберихой мне сегодня сложно восстановить по памяти – кому принадлежит тот или иной очерк. Мой – хоть разбуди ночью, помню! – “Небо на всех одно”, о Герое Советского Союза, асе торпедного удара с воздуха летчике А. С. Клюшкине. Очерк Люды Нукневич тоже помню. А вот кто написал о Самуиле Нахмановиче Богораде?
Мне за давностью лет представляется, что “Щука” принадлежит перу Якова Семеновича Мотеля, тогда редактора “Латвийского моряка”, человека уникальной судьбы. В восемнадцать лет в Севастополе, при штурме Сапун-горы ему осколком снаряда оторвало ногу. И он – инвалид, хотя еще и пацан-пацаном ковылял на протезе по жизни, не унывая и не давая себе послаблений. А это для газетчика, что “Виагра” для члена правительства застойных времен...
Е.Гаммер
17 августа 2007 года исполнилось 100 лет со дня рождения Богорада Самуила Нахмановича, Героя Советского Союза, известного Советского подводника,
капитана 1 ранга, капитана дальнего плавания.
Статья Сергея Акиндинова в газете "Вести Сегодня"
"Первый после бога" опубликована 16 августа 2007 года.
С. Акиндинов. ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА. Читать далее >>>…
|