Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая







Вячеслав Камышан
Капитан 1 ранга

Камышан

30 ЛЕТ НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ.

Моя морская служба началась с поступления в 1942 году в Киевскую Военно - морскую спецшколу № 5, которая в 1941 году была эвакуирована в Среднюю Азию. Затем моя учеба продолжалась во Владивостокском Военно - морском подготовительном училяще. Служба офицером началась с 1949 года после окончания Тихоокеанского Высшего Военно -морского училища во Владивостоке.

Первое мое назначение было на подводный минный заградитель «Б - 19» в бухте Улис (Владивосток). Офицерам - подводникам было необходимо постоянно учиться своему мастерству, и поэтому уже в 1952 году я окончил учебу на офицерских классах подводного плавания при 51 Учебном отряде Тихоокеанского флота и был назначен помощником командира подводной лодки.

Уже через год я стал старшим помощником командира пл «Щ -129».

И опять учеба, теперь уже в Ленинграде - на Высших специальных офицерских классах командиров подводных лодок. После годичной учебы - снова назначение на Тихоокеанский флот командиром малой подводной лодки «М - 281» 71 - й Бригады подводных лодок в порт Находка.

Лодку принимал от старшего помощника А.Н. Можейкина после ремонта и командовал этой лодкой три года. Служба на подводных лодках всегда сопровождалась большим повседневным, упорным трудом всего экипажа под руководством командира. Неоднократно возникали различные нестандартные ситуации.

В 1958 году лодка участвовала в призовых торпедных стрельбах. Такое право можно было заслужить упорным трудом всего экипажа. Стрельба производилась по «конвою», который представлял лидер «Тбилиси», идущий в охранении 5 противолодочных кораблей. Атака перископная (ГАС на лодке не было). Стрелял четырьмя торпедами. После залпа, уходя на глубину 25 метров, погружение лодки остановить не мог.

Можно было продуть балласт, но я побоялся всплыть под кораблями охранения. Лодка легла на грунт на глубине 53 метра с дифферентом 6° на нос. Оказалось, что после выхода торпед в аппарате № 4 не сел на свое место клапан БТС, так как сломался шток клапана. Через отверстие клапана диаметром примерно 25 см. в отсек под давлением поступала вода. Когда я вбежал в отсек, то увидел, как старшина 1 статьи Загвоздин - старшина команды торпедистов - закрывает переднюю крышку торпедного аппарата № 4 вручную. Пока осушили отсек, пока я «раскачивал» лодку, чтобы оторваться от грунта, прошло 40 минут.

Всплыл, начал продувать балласт. С «Тбилиси» получили семафор «Благодарю за отличную атаку, две торпеды прошли под килем. Следовать в базу».

В сентябре 1958 года я был зачислен слушателем Военно-морской, Ордена Ленина, ордена Ушакова Академии в городе Ленинграде. Три года учебы прошли быстро, а по окончании академии я вновь получил назначение на Тихоокеанский флот командиром подводной лодки «К - 129» Камчатской военной флотилии.

Когда я прибыл на Камчатку, выяснилось, что по какой — то неизвестной мне причине командир «К - 129» капитан 2 ранга Суздальцев оставлен командиром лодки.

Поэтому я был назначен командиром 42 подменного экипажа океанских лодок 611 и 641 проектов, которыми была укомплектована 182 БПЛ (командир бригады капитан 1 ранга Смертин). В новой должности мне приходилось плавать, участвовать в учениях и походах на разных кораблях.

Запомнился поход на «Б - 63» пр.611 с группой инженеров на борту в определенные районы Тихого океана. Надо было в 71 точке океана замерить силу земного притяжения. Эта работа производилась для использования космической техники и межконтинентальных баллистических ракет. Поход оказался очень тяжелым для личного состава.

Маршрут проходил от Петропавловска на Камчатке мимо Курил, Японии к Маршалловым и Каролинским островам через экватор и опять на Север, обогнув Гавайские острова.

В тропиках температура воды до глубины 70 - 80 метров достигала + 26-28 градусов. Это значительно усложняло зарядку аккумуляторной батареи, а отсюда затруднения с соблюдением скрытности плавания. В отсеках лодки температура поднималась до + 48 - 50 градусов при влажности воздуха 80 - 95 %. В результате 70 % личного состава болели кожными болезнями. На лодке строго ограничивался расход пресной воды, хотелось постоянно пить, терялся аппетит. В походе у нас было два врача и обоим хватало работы до самого возвращения в базу.

За 45 суток плавания с представителями Научно-исследовательского института работа была выполнена. Поход потребовал больших физических и моральных усилий всею экипажа.

Будучи командиром ПЛ «Б - 90» я был направлен в район океана, где американцы испытывали крылатые ракеты. На лодку прибыли специалисты разведывательного отдела ТОФ, которые должны были произвести запись радио переговоров во время испытаний. Наша задача заключалась в том, чтобы скрытно их доставить в район стрельб.

Перед выходом мне вручили конверт, на котором было написано: «Вскрыть с выходом из Авачинской бухты». Это был «боевой приказ». В нем был указан маршрут перехода с контрольными точками, которые нужно было проходить в указанное время плюс - минус 2 часа, а так же некоторые детали выполнения задания.

Через 2 часа после выхода я получил метеосводку. С выходом в море вся связь с нами велась через КП (командный пункт) Главкома ВМФ. В метеосводке говорилось, что надвигается тайфун, который идет прямо по нашему маршруту следования. Через 6-7 часов мы начали чувствовать, что это такое - «тайфун» . Резко увеличилась сила ветра и величина волны. Когда волной выбило дверь ограждения рубки и повыбивались люки на палубе, я дал шифровку и попросил разрешения изменить время прохождения контрольных точек. Ответа с КП не последовало.

Мы, чтобы во время проходить контрольные точки продолжали следовать в надводном положении, испытывая всю силу урагана. На вторую шифровку с просьбой погрузиться и изменить время нашего движения, ответа не было! Пройдя в район, где надо было проходить пролив, течение в котором достигало 6-7 узлов, решили удеферентоваться. Выяснилось, что у нас обвисли кормовые горизонтальные рули. Донес о случившемся в ГШ ВМФ и лег на курс, чтобы уйти из этого района. Через 2 часа получил шифровку: «Следовать в базу, соблюдать скрытность. К вам вышел танкер «Полярник», даются широта и долгота точки встречи».

Старший помощник выполнять свои обязанности не мог из - за морской болезни, поэтому исполнять его обязанности мною был назначен судовой врач старший лейтенант Сергей Александрович Борисов. Это был грамотный моряк, физически хорошо развит, с обязанностями старпома в столь сложной обстановке справился. По пути следования в точку встречи с танкером, на лодке лопнула румпельная тяга вертикального руля. Через сутки из-за лопнувшей сварки легкого корпуса по правому борту начал постепенно отрываться лист обшивки шириной 2 метра.

Встретившись с танкером, мы следовали ему в кильватер на расстоянии 4-5 миль, чтобы соблюдать скрытность.

Как мы брали буксир в эту штормовую погоду, как устраняли неисправность вертикального руля и другие неисправности, трудно рассказать. Наверно их хорошо помнит бывший врач лодки, позднее преподаватель Военно-медицинской Академии полковник медицинской службы С.А Борисов.

Вернувшись в базу, ошвартовались кормой к 3 пирсу. Вырезали легкий корпус в районе ЦГБ № 10 и осмотрели тяги горизонтальных кормовых рулей. К этому времени уже прилетели Начальник главного технического управления ВМФ, ТОФ и местные технические начальники. Тщательно изучили поломки рулей. Наш «горький опыт» послужил основанием для технической доработки конструкторами некоторых узлов рулей.

В сентябре 1963 года на заседании Военного Совета Камчатской флотилии мне предложили должность командира Отдельного дивизиона подводных лодок в бухте Сельдевая. У дивизиона были очень сложные функции, в том числе по обслуживанию атомных подводных лодок, которые к этому времени были развернуты на Камчатке.

За 10 лет службы комдивом приходилось решать много разнообразных проблем.

В августе 1973 года после 30 лет службы на Тихом океане приказом Главкома ВМФ я был переведен на Балтийский флот в Ригу на должность командира 107 Отдельного дивизиона подводных лодок.

Кроме своих непосредственных обязанностей мне было поручена подготовка иностранных экипажей подлодок Индии, потом ЛИВИИ. Учебный план предусматривал подготовку экипажа с задачи № 1 до выполнения торпедных стрельб. Мы начали работу, которую потом с 1975 года выполнял специально созданный в Риге Учебный центр по подготовке экипажей надводных кораблей и подводных лодок для многих иностранных государств

В октябре 1977 года демобилизовался. Еще до демобилизации Начальник Латвийского морского пароходства предложил работу. Три года я работал заместителем начальника отдела кадров по флоту, а потом больше десяти лет работал капитаном - наставником второго отдела. Опыт службы в ВМФ мне очень помог в работе по обучению и воспитанию моряков Латвийского пароходства.

За годы 40 летней службы было много незабываемых событий, о некоторых из них мне удалось здесь рассказать и этим пополнить сборник воспоминаний членов общества ветеранов - подводников в Латвии, участников «холодной войны» в мировом океане.




Hosted by uCoz