ПОЛЯРНЫЙ - первая историческая главная база Северного флота.
Всплеск развития город получил в 1982 году, когда 23 Дивизия кораблей ОВР (к\а Сычёв) была преобразована в Кольскую флотилию (к\а Касатонов).
На фото 1985 года виден ДОФ, которого уже нет – сгорел… Ласкают слух истинных" полярнинцев" такие названия: "Ягодка", "Чёртов мост", "Окурок"... и несколько позднее - "БарСук. "
Военно-морской госпиталь. Историческая справка.
15 марта 1935 г., после перехода штаба и медико-санитарного отдела Северной военной флотилии из Мурманска в Полярный, в городе был сформирован лазарет с первоначальным числом коек – 20 (как отделение мурманского военно-морского госпиталя). В 1936 г. лазарет был переформирован в госпиталь на 100 коек. Госпиталь размещался в двухэтажном доме барачного типа в районе Старого Полярного. По штату мирного времени он имел хорошее оборудование: операционную, перевязочную, рентгенкабинет, приемный покой, продпищеблок и др.
С первых дней Великой Отечественной войны стало очевидно, что небольшое госпитальное здание и явная недостаточность коечного фонда непригодны для обеспечения стационарной медицинской помощи раненым и больным морякам Северного флота.
В июле 1941 г. госпиталь был переведен из Старого Полярного в Новый Полярный, где ему была предоставлена часть четырехэтажного дома. Здание это было построено в 1935-36 гг. и предназначалось под казармы военнослужащих команды Мурманского укрепрайона.
Однако новое здание не было приспособлено для работы госпиталя. До 1942 года третий и четвертый этажи занимали матросские казармы, не было приемного покоя с санпропускником, рентгеновского кабинета. Требовалась перепланировка казарменных помещений в госпитальные медицинские отделения, переоборудование всех санитарно-технических систем. В первые годы войны эти работы в полном объеме произведены быть не могли и были выполнены постепенно в последующие годы. Палаты для размещения раненых и больных оставались большими, где в четыре ряда размещались 60-70 человек. Госпиталь имел 4 санитарные машины, 2 санитарных катера на 8 мест каждый и был полностью обеспечен медицинским оборудованием, аппаратурой и хозяйственным инвентарем.
В настоящее время госпиталь г. Полярный размещается именно в этом здании.
Составила по архивным материалам заведующая ВЭО Баранова М.Э.
"Циркульный дом". Историческая справка.
Так называемые «Циркульные» дома были построены в 1937г. в период создания в Полярном временной главной базы Северной Военной флотилии. Техническая документация, заведённая гораздо позже постройки «Циркульного» дома, говорит о том, что его проект был утверждён в одной из ленинградских проектных контор. Возможно, что к созданию строения приложили руку инженеры Ардыбьевской, Баженов и Шиновников, строившие в 1930 гг. район Нового Полярного. К 1937 г. в этом районе уже были построены здания школы, детского сада, детских яслей и ДКАФ. «Циркульный дом» вписывался в этот архитектурный комплекс и был своеобразными морскими «воротами » в город.
Народная молва приписывает выбор проекта командующему СВФ К.И. Душенову. Константин Иванович с ноября 1930 г. по декабрь 1934 г. был Начальником Штаба Черноморского флота, и он хорошо знал, как должен выглядеть морской военный город, если взглянуть на него с моря.
Тем более, что до Полярного тогда можно было добраться только морем. Раньше в городах неморских при въезде в город создавались триумфальные арки, морские же города строили свои самые красивые здания на берегу. Это создавало чувство торжественности при встрече и прощании с портом. Поэтому Душенов решил создать нечто подобное и здесь, в Полярном. Замысел его полностью удался, что доказывается впечатлениями многих людей, побывавших в городе. Наиболее ярким и поэтичным из них является описание В. Каверина в книге «Два капитана».
«Никогда не забуду этого утра – и вовсе не потому, что своими бледными и в тоже время смелыми красками оно представилось мне как бы первым утром на земле. Для Крайнего Севера это характерное чувство. Но точно ожидание какого-то чуда стеснило мне грудь, когда, покурив и поболтав с командиром катера, я поднялся и встал на палубе среди тяжелого разорванного тумана. То заходил он на палубу, то уходил, и между его дикими клочьями показывалась над сопками полная луна с вертикальными, вверх и вниз, снопами. Потом она стала ясная, как бы победившая все вокруг, но побледневшая, обессилевшая, когда оказалось, что мы идём к утреннему, розовому небу. Через несколько минут она в последний раз мелькнула среди проносящегося, тающего тумана, и голубое, розовое снежное утро встало над Кольским заливом.
Мы вошли в бухту, и такой же, как это утро, белый снежный городок открылся передо мной.
Он был виден весь, как будто нарочно поставленный на серый высокий стан с красивыми просветами гранита. Белые домики с крылечками, от которых в разные стороны разбегались ступени, были расположены линиями, одна за другой, а вдоль бухты стояли большие каменные дома, построенные полукругом. Потом я узнал, что они так и назывались – циркульными, точно гигантский циркуль провёл этот круг над Екатерининской бухтой».
Возможно, что на идею постройки такого здания Душенова подвигли впечатления из поездки в Италию в 1933г. В Италии в то время строились военные корабли по заказу Советского правительства, и Душенов был отправлен туда в командировку для уточнения технических деталей заказа. При строительстве базы в Полярном Константину Ивановичу захотелось внести в суровый северный пейзаж что-то южное, светлое, праздничное. Поэтому и были построены такие здания как «Циркульный дом», два каменных жилых дома на улице Моисеева, здание казарм (ныне госпиталь), штаб.
Со слов П.М. Клиппа, Начальника политуправления СФ, Душенов говорил: «Вы посмотрите – кругом только дикие серые скалы и низкие свинцовые облака. Ничто не радует глаз. Значит, нужно, чтобы все строения, особенно жилые дома, детские учреждения, ДКАФ, были нарядными, привлекательными, а семьи начсостава не тяготились жизнью в Полярном, наоборот, стали бы патриотами этого молодого заполярного города».
Благоустроенности «Циркульного» дома завидовали даже мурманчане. Душенов столько внимания уделял строительству бытовых объектов в Полярном, что Военинженер I-го ранга товарищ Дубов, и Инспектор Морских Сил РККА флагман II-го ранга товарищ Смирнов докладывали командованию Морских Сил РККА флагману I-го ранга товарищу Орлову о том, что «Командованием Флотилии и руководством ОИВ уделяется большое внимание бытовому строительству в ущерб основным объектам базового и берегового строительства».
Вероятно, строительство «Циркульного дома» как, впрочем, и других строений в Полярном велось силами заключённых, что косвенно подтверждается такими материалами. В середине 1990х гг., при очередном ремонте, в штукатурке циркульного дома была обнаружена дощечка с надписью: «Установка… (неразборчиво - О.В) при отбывании действительной военной службы 116 б-н 4-я рота. Прошев А.., Шершнев Н., Гоничев П., Говраев Н. 1937г. 29 IX». В ходе исследований установлено, что, возможно, в эти годы в Полярном находился 116 отдельный батальон войск НКВД по охране особо важных предприятий. Они и могли вести контроль за стройкой, а также и сами принимать в ней участие.
В «Циркульном доме» до войны и в её ходе находились квартиры для семей руководящего состава флота. Во время войны в нём располагались также помещения английской военной миссии.
В 1940-1970х г.г. Циркульный дом неоднократно перестраивался. Использовался как жилой дом, а на первом этаже находились магазины военторга: ювелирный, детский, продуктовый, промтоваров…
В начале 1980х гг. квартиросъёмщики из здания были выселены. Циркульный дом стал готовиться к капитальному ремонту. Возник даже вопрос о сносе здания. Но всё же было решено сохранить этот памятник истории города для следующих поколений.
В 1985 г. ГМПИ разработал чертёж ремонта здания . Но к ремонту приступили только в конце 1990х
Таким образом, здание более 10 лет простояло в полуразрушенном состоянии.
На сегодняшний день отремонтирована лишь часть домов Циркульного архитектурного ансамбля, в которых располагаются квартиры военнослужащих Кольской флотилии. Остальная же часть так и остаётся не отремонтированной. Логическим продолжением Циркульного архитектурного ансамбля является здание штаба дивизиона подводных лодок, в котором во время войны размещались казармы личного состава.
Справку составил главный хранитель городского историко-краеведческого музея Вербин О.Г
"Чертов мост". Историческая справка.
Данное архитектурное сооружение было построено в 1935 году – в период строительства базы Северной военной флотилии – для обеспечения сообщения между новыми районами и «старым» Полярным.
Первоначально мост был выполнен из бревен. Схема его была следующей – спуск – проход – подъем. Причем спуск и подъем имели основу – сопки, а проход располагался на сваях над ручьем Чайковского. Длина моста составляла более 200 метров, а ширина – 2,10 метра, количество ступенек – 141.Долгие годы, в том числе и военные, мост исправно служил горожанам.
Регулярно, по мере износа древесины, мост реставрировали – перила, ступеньки и скамьи для отдыха.
С ростом города мост превращался во все более оживленную городскую магистраль. Утром и вечером, в «часы пик» из одного района в другой навстречу друг другу двигались потоки людей – школьники, военнослужащие, мамы с малышами, домохозяйки с авоськами…Зимой положение становилось еще более серьезным – мост превращался в каток, ступени не выдерживали тяжести снега, мост нерегулярно чистился. В 1988 году группа энтузиастов во главе с Л.С. Соколовой по поручению председателя горисполкома И.П. Мишина, разослала по организациям, воинским частям и предприятиям города анкету с вопросами, посвященными «Чертовому мосту». Из 2000 анкет с ответами вернулось более 1300 – степень активности жителей города оказалась очень высокой – анкета затронула наболевший вопрос. Опрос жителей города выявил, что большинство травм, переломов и увечий, горожане получают в зимний период именно на злополучном мосту. Не отсюда ли и его прозвище – «чертов» Положением дел заинтересовалось и мурманское телевидение, подготовившее репортаж и Североморский горком КПСС… Приезжали и из Москвы – из Главстройуправления. Представители Мурманского проектного института брали пробы грунта у «Чертова моста», производили замеры и геодезические съемки местности.
П.С. Любимников, работавший главным архитектором города, разработал план железобетонного моста. Позже, вследствие своей дороговизны, данный проект был заменен на новый.
В 1996 году Генеральный подрядчик – 937 УНР начал работы с отсыпки дамбы. Потом стали прокладывать электрокабель, укладывать бетонные плиты, насыпать щебень. Насыпь длиной 286 метров предусматривает проезжую часть Для автомобилей спецтранспорта, пешеходные дорожки и электрическое освещение. Благоустройство дамбы – установку ограждений и озеленение осуществило ИЧП «КАТИО».
18 октября 2001 года мостовой переход был сдан в эксплуатацию. Его ширина – 5,5 метра, вес сооружения – 220 тонн.
Однако «Чертов мост» по-прежнему стоит на месте – ранее оживленная городская магистраль стала своеобразным памятником. Более 70 лет мост верой и правдой служил горожанам и слишком много с ним связано у жителей города, чтобы вычеркнуть «Чертов мост» из истории Полярного…
Справку составила заведующая научно-просветительским отделом городского историко- краеведческого музея.
|