Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Ссылки. Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая








ГОЛОВНАЯ АПЛ " К-38".

В июле 1966 года крейсерская многоцелевая АПЛ проекта 671 была спущена на воду, а в ноябре 1967 года успешно сдана Военно-морскому флоту.
5 ноября 1967 г. на головной подводной лодке К-38 был поднят Военно-морской флаг, а 19 декабря она прибыла в состав 3-й дивизии АПЛ СФ.
Под командованием Е.Д.Чернова, впоследствии Героя Советского Союза, командующего 1-й флотилией АПЛ Северного флота, началась жизнь нового поколения отечественных подводных атомоходов, семья которых с течением лет пополнялась проектами 671 РТ и 671 РТМ, что позволяло надежно обеспечивать обороноспособность нашего Отечества.
Головной корабль 671-го проекта - К-38 - вошел в состав Северного флота. Его первым командиром стал капитан 2 ранга Е.Д. Чернов.
В ходе испытаний новый атомоход развил кратковременную максимальную подводную скорость более 34,5 узлов, став (на данный момент времени) самой быстроходной подводной лодкой в мире.
До 1974 г. Северный Флот пополнился еще 11 однотипными АПЛ, которые первоначально базировались в губе Западная Лица.
В период с 1981 по 1983 годы они были передислоцированы в Гремиху. На Западе эти корабли получили кодовое наименование Victor (в дальнейшем- Victor I) Элегантные, весьма фотогеничные "Викторы" имели яркую, насыщенную событиями биографию. Их можно было встретить фактически во всех морях и океанах, где Советский флот нес боевую службу.
При этом АПЛ демонстрировали достаточно высокие поисковые и боевые возможности. В частности, "автономки" в Средиземном море продолжались вместо положенных 60 почти 90 суток. Известен случай, когда штурман К-367 записал в журнале: "определили место корабля по отдаче якоря на авианосце "Нимитц" (который отшвартовался в порту Неаполя). При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.

В 1979 году, во время очередного обострения советско-американских отношений, АПЛ К-38 и К-481 осуществляли несение боевой службы в Персидском заливе, где в тот период находилось до 50 кораблей ВМС США.
Плавание проходило в чрезвычайно сложных условиях (температура воды у поверхности достигала 40°).
По воспоминаниям участника похода А.Н. Шпортько (командира К-481), в энергоотсеках лодок воздух нагревался до 60-70°, а в жилых помещениях - до 40-50°. Кондиционеры работали на полную мощность, но техника (спроектированная для использования преимущественно в северных широтах) не справлялась: холодильные машины начинали нормально работать только на глубине 60 м, где температура забортной воды понижалась до 10-15°. Лодки имели по два сменных экипажа, размещавшихся на плавбазе "Березина", стоявшей в Аденском заливе или у острова Сокотра.
Поход продолжался шесть месяцев и прошел, в целом, весьма удачно. По мнению А.Н. Шпорько, советские АПЛ действовали в Персидском заливе весьма скрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не могли правильно классифицировать, а тем более организовать преследование.
Впоследствии эти выводы были подтверждены и данными разведки. В то же время слежение за американскими кораблями осуществлялось на дальности применения ракетного и ракетно-торпедного оружия: в случае получения соответствующего приказа они были бы с вероятностью, близкой к 100%, отправлены на дно.
В сентябре-октябре 1971 г. К-38 и К-323 совершили автономный подледный поход в Арктику.
В январе 1974 г. начался уникальный 107-суточный переход двух атомоходов 670-го и 671-го проектов под командованием капитанов 2 ранга В.Д.Хайтарова и В.П.Гонтарева с Северного на Тихоокеанский флот.
Маршрут проходил по Атлантике (до мыса Доброй Надежды), Индийскому и Тихому океанам. После прохода Фареро-Исландского противолодочного рубежа лодки двигались в тактической группе (один корабль шел на глубине 100, а другой - 150 м).
Фактически это был первый опыт столь продолжительного следования АПЛ в составе тактической группы. 10-25 марта лодки совершили заход в порт Бербера (Сомали), где их экипажи получили короткий отдых.
29 марта, в ходе несения боевой службы, они имели кратковременный контакт с американскими надводными противолодочными кораблями и оторвались от них, уйдя на большую глубину.
13 апреля, после завершения боевой службы в заданных районах Индийского океана, лодки в надводном положении, лидируемые судном обеспечения "Башкирия", направились к Малакскому проливу.
Во время перехода температура забортной воды достигала 28°. Системы кондиционирования воздуха не справлялись с поддержанием требуемого микроклимата: относительная влажность в отсеках лодок составляла 90%, а температура воздуха поднималась до 70°. За отрядом советских кораблей осуществляли почти непрерывное слежение американские базовые патрульные самолеты Локхид Р-3 Орион, базировавшиеся на атолле Диего-Гарсия. В Малакском проливе, куда корабли вошли 17 апреля, американская "опека" стала еще более плотной: к Орионам присоединились многочисленные противолодочные вертолеты.
20 апреля на борту АПЛ 671-го проекта из-за повышенной влажности загорелся один из узлов ГАС Рубин. Однако усилиями экипажа пожар был быстро ликвидирован.
25 апреля корабли прошли проливную зону и, оторвавшись от наблюдения, ушли на глубину.
6 мая АПЛ В.П. Гонтарева вошла в Авачинскую губу.
7 мая к ней присоединился и второй атомоход.

Советский ВМФ принимал адекватные меры. Летом 1979г. в дополнение действующей в Индийском океане 8-й ОПЭСК для действий в Персидском заливе и около его была направлена усиленная группа АПЛ.
В «мероприятии» участвовали две АПЛ СФ – «К-38» из 3 ДиПЛ, вторая из 33 ДиПЛ и одна АПЛ с ТОФ. Лодки обслуживал корабль снабжения «Березина», на нем также жили два экипажа для АПЛ СФ.
В 1980г. в воды Оманского залива был направлен советский ракетный крейсер и сопровождавший его сторожевой корабль которые начали патрулирование этого района для возможности контроля грузоперевозок, идущих через Ормузский пролив.
В дальнейшем эта задача стала постоянной в деятельности 8-й оперативной эскадры действующей в Индийском океане.
Помимо надводных кораблей и подводных лодок Тихоокеанского флота, постоянное обострение обстановки вокруг Персидского залива поставило руководство советского ВМФ перед необходимостью организовать боевую службу в Аравийском море атомными подводными лодками Северного флота. Эту тяжелейшую задачу выполнили капитан 1 ранга Б.В.Кудрявцев, капитан 2 ранга О.А.Петров, капитан 1 ранга А.3.Горбунов, капитан 2 ранга А.Н.Шпортько, капитан 1 ранга В.Костенко, капитан 2 ранга Р.3.Чеботаревский, капитан 2 ранга В.Н.Киселев, капитан 1 ранга В.В.Протопопов, капитан 1 ранга В.М. Монастыршин, капитан 2 ранга А.К.Ураев, капитан 1 ранга А.И.Чулимов, капитан 1 ранга О.И.Фалеев, капитан 1 ранга В.М.Храмцов, капитан 1 ранга Ю.К.Русаков, капитан 2 ранга Е.К.Мазовка.
При этом командиры подводных лодок А.Н.Шпортько и О.А.Петров совершили эти походы дважды.
Подводные лодки осуществляли слежение за авианосцами в зоне Персидского залива, вели разведку других группировок сил противника в Индийском океане.
Командир «К-481» капитан 1 ранга А.Н.Шпортько: «Думаю, что К-481 действовала в Персидском заливе достаточно скрытно, и нас не обнаруживали, а если и обнаруживали, то не смогли правильно классифицировать. Случаев преследования я также не наблюдал.
Впоследствии разведданные также не подтвердили нарушения скрытности… наши действия в Персидском заливе ограничились слежением на дальность применения оружия (торпедного или ракето-торпедного). Если бы в дальнейшем потребовалось решать более сложную задачу (на поражение), мы бы ее выполнили – у меня по этому поводу ни тогда, ни сейчас сомнений нет».
Стараясь смягчить ситуацию, в декабре 1980 года Москва предложила план об общем нейтралитете в отношении Персидского залива, но США его отвергли.






Hosted by uCoz