«НЕЙТРАЛИТЕТ» ЛР БЫЛ ФИКЦИЕЙ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ РЕЖИМА К. УЛМАНИСА. 04 Октября 2007 5 октября 1939 года Латвийская Республика и Советский Союз заключили договор о взаимной помощи, конфиденциальный протокол которого предусматривал размещение в ЛР советских войск лимитом 25 000. В открытой части обозначались места базирования — Лиепая, Вентспилс, побережье от Вентспилса до Питрагса. Автор: Николай Кабанов При этом Латвия официально считалась нейтральной — правительство Карлиса Улманиса приняло об этом аж две декларации: 1 сентября 1939 года после начала войны Германии с Польшей и 3 сентября — после объявления войны немцам Англией и Францией. В последнем номере журнала Latvijas VЕsture историк ЛУ Янис Керусс пишет: «В понимании правящих кругов и общества Латвии нейтралитет под влиянием войны был соединением двух главных внешнеполитических целей — оставаться вне войны любой ценой и пытаться поддерживать хозяйственное благосостояние на таком уровне, чтобы не дойти до внутренних потрясений, гарантируя внутриполитическую стабильность режима». «Юридически более нельзя было считать Латвию нейтральной», — считает историк, ссылаясь на размещение войск СССР осенью 1939 года. Ведь согласно Гаагской конвенции 1907 года, территория нейтрального государства для воюющих сторон неприкосновенна! Однако фокус был в том, что СССР официально не воевал ни с Польшей (чье посольство в Риге Латвия приказала закрыть в сентябре 1939-го), ни с Финляндией. Так или иначе, Я. Керусс считает, что среди балтийских стран более всех нарушала свой нейтральный статус Эстония, ведь с ее аэродромов вылетали на бомбежки Финляндии советские самолеты. О роли Латвии в «Зимней войне» 1939—1940 годов историк, видимо, не знает. Что ж — заполним пробел! «В схватках с противником участвовали авиация Балтфлота, расположенная в Эстонии, и подводные лодки, базировавшиеся в Таллине и Либаве», — писал адмирал флота Николай Кузнецов в своей книге «Накануне». А вот новое исследование «Короли подплава в море червонных валетов» (СПб, 2006 год) конкретизирует: в Либаве базировался 16-й дивизион подводных лодок БФ, включавший в себя средние лодки С-4, С-5 и С-6. «С 23 января С-4 (Абросимов) несколько дней находилась во вновь назначенном районе № 2 Балтийского моря между о-вами Эланд и Готланд с задачей наблюдения за кораблями шведского флота. В Либаву возвратилась во льдах, получила повреждения. Последние мили лодку проводила сквозь льды канонерская лодка «Красное знамя». Подлодка С-5 (Бащенко) с 23 января несколько дней находилась в районе № 3 Балтийского моря, в водах, прилегающих к Аландскому архипелагу, на норд-ост от маяка Богшер с задачей наблюдения за действиями кораблей шведского флота. Обратный путь лодки проходил во льдах. На подходе к Либаве ее проводила канонерская лодка «Красное знамя». Сайт Divesport.lv называет еще одну «либавскую» лодку класса «Щука»: «Щ-309 вместе с другими лодками дивизиона перебазируется в Либаву, откуда 14 января 1940 года вновь выходит на позицию с задачей осуществления блокады Финляндии в районе Аландских островов. В суровых условиях штормов и морозов зимы 1939/1940 года подводная лодка пробыла на позиции трое суток. Льдом оборвало антенны. Орудия и барбеты обмерзли и представляли собой глыбы льда, обколоть который не представлялось возможным, так как людей смывало за борт и их с трудом удавалось вытягивать на палубу. 17 января подводная лодка вернулась в Таллин». Боевые действия для советских подводников были первыми с Гражданской войны, поэтому было много инцидентов: «Первая бригада подводных лодок не была оповещена о выставленном минном заграждении. О координатах минного заграждения командир узнал только при приходе подлодки С-1. Пришлось дать по радио эти координаты на лодку С-3, вышедшую из Либавы» (из доклада Военно-Морской академии имени Ворошилова «Выводы и предложения по использованию подводных лодок на основе опыта Второй Империалистической и Советско-Финляндской войн», 1940). Таким образом, Латвия преспокойно закрыла глаза на использование базировавшегося на ее территории флота СССР против дружественной Финляндии. То, что краснофлотцы из Либавы не потопили ни одного финского корабля, — это их горе. Зато старались! А вот финны в ответ тоже не стеснялись. Сайт Battleships.spb.ru описывает действия подводников страны Суоми: «В Зимней войне 1939—1940 годов подводные лодки выставили мины у эстонского берега. На заграждении, выставленном „Весихииси“ у Балтийского порта (ныне Палдиски. — Н. К.), 11 января 1940 года погиб немецкий пароход „Дитрих Хасседин“ (600 брт). Для торпед же подходящих целей почти не находилось. 7 декабря 1939 года „Ветехинен“ (капитан-лейтенант К. Паккола) атаковал у Либавы советский ледокол „Ермак“, но густая вьюга помешала закончить атаку». А теперь представим себе, к чему бы привело затопление флагмана советского ледокольного флота в латвийских территориальных водах! Кто знает — может быть, и падение Карлиса Улманиса случилось бы на полгода раньше... |