Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая






ГИБЕЛЬ КОНВОЯ PQ-17.

В майском номере журнала Звезда за 1970 год напечатали роман Валентина Пикуля "Реквием каравану РQ-17”, ставший в СССР "книгой года". В нем рассказывалось о том, как летом 1942-го отважные английские и американские моряки везли в нашу страну военные грузы. И еще о том, как ровно 65 лет назад британское адмиралтейство их предало.

НЕСЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО 17.


Северные конвои — один из наиболее известных в России эпизодов Второй мировой войны. Еще в 1971 году на русский язык перевели книгу английского историка Дэвида Ирвинга «Разгром конвоя РQ-17». Англичанин написал ее за 2 года до Пикуля. В Англии она вызвала не менее громкий резонанс, чем "Реквием..." в СССР: книгу в стране запретили, после того как суд доказал наличие там клеветы на британские военно-морские силы.

Что же столь необычного для военной истории произошло в высоких широтах 5 июля 1942 года, что вокруг тех событий до сих пор ломают копья?

Конвои, состоящие из транспортных судов и военных кораблей, формировались а Исландии. По дуге они огибали Скандинавию, чтобы доставить в. Мурманск или Архангельск грузы по ленд-лизу. Немцы противодействовали этому как могли. С аэродромов в оккупированной Норвегии по кораблям "работали" торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики из 5-го воздушного флота люфтваффе. В Тронхейме и Нарвике базировались подлодки... Но 16 конвоев прошли в Россию без особых проблем. Очередь была за 17-м.

ЛИНКОР В СТОГЕ СЕНА.

РО-17 вышел из залива Хвальфьорд на се¬веро-западном побережье Исландии 27июня 1942 года. В его составе — 33 иностранных и 2 советских транспорта, 3 спасательных судна и 2 танкера. В эскорт входили 6 эсминцев, 4 корвета, 3 тральщика, 2 корабля ПВО,4 противолодочных корабля и 2 субмарины.

Командовал эскортом коммандер (капитан II ранга) Джек Брум. Именно он после войны подал в суд на Ирвинга и отсудил 40 тыс.фунтов — большие деньги для 60-х годов!

Группа ближнего прикрытия (контр-адмирал Гамильтон) состояла из 4 крейсеров и 3 эсминцев. Дальнее прикрытие осуществлял флот метрополии — 2 линкора, 3 крейсера, авианосец, 14 эсминцев.

Но весь британский флот — от Рейкьявика до Мурманска — не мог спать спокойно, пока у норвежских берегов курсировал германский линкор "Тирпиц". Опытный психиатр, протестируй он в 42-м году командный состав ВМС Великобритании, наверняка поставил бы диагноз: "тирпицефобия".

В мае 1941 года однотипный "Тирпицу" линкор "Бисмарк" на шестой минуте боя пустил ко дну гордость британского флота — линейный крейсер "Худ", вооруженный почти такими же 381-миллиметровыми орудиями главного калибра.

В первые дни похода три судна из РО-17 повернули назад. 4 июля немецкая авиация утопила 2 и повредила 3 судна, в том числе советский танкер "Азербайджан". Впрочем, он быстро вернулся в строй. Но не эти мелочи волновали первого лорда Британского адми¬ралтейства (по-нашему — главком ВМС) адмирала Дадли Паунда. Он постоянно запрашивал у военно-морской разведки данные по "Тирпицу", но разведка молчала: над всей Норвегией повисла непробиваемая облачность,

ВЫБОР АДМИРАЛА ПАУНДА.

Днем 4 июля одному самолету-разведчику повезло: он сфотографировал гавань Тронхейма (запад Норвегии, почти напротив Исландии), где всегда базировался немецкий линкор. Она была пуста!

После войны Ирвинг, а вслед за ним и Пикуль, обвинили Дадли Паунда (он умрет в 1943 г. от инфаркта) во всех смертных грехах. Первый назвал его бездарью и тупым службистом, второй обвинил в трусости и некомпетентности. Но попробуйте поставить себя на место первого лорда и решить уравнение с бесконечным количеством неизвестных. Дано: немецкого линкора на месте нет; где он, мы не знаем, но обязаны предположить худшее; худшее — это что он уже вышел на перехват конвоя РО-17; время выхода "Тирпица" нам тоже неизвестно...

Примерно так думал английский адмирал, принимая решение о судьбе конвоя. Вариантов было два. Первый состоял в том, чтобы не предпринимать ничего и дать конвою спокойно дойти до России. Но в этом случае "Тирпиц" мог бы позавтракать крейсерами прикрытия и эсминцем эскорта, после чего отобедать беззащитными транспортами.

Второй вариант был куда рискованнее, но в случае успеха обещал навсегда упокоить "Тирпиц" на дне Норвежского моря. Для этого надо было "всего лишь" связать "Тирпиц" боем с крейсерским соединением Гамильтона и промурыжить до подхода флота метро¬полии. Паунд выбрал второй вариант. Транспортам было приказано рассредоточиться, то есть как можно быстрее покинуть строй и следовать в порты Северной России самостоятельно. Подобная тактика не раз приносила успех при проводке конвоев через Атлантику. Да и при русских походах одиночные суда зачастую имели лучшие шансы просочиться в Россию, чем охраняемые. Англичане называли эти рейсы "капельными".

ВЫБОР АДМИРАЛА РЕДЕРА.

Трагедия конвоя Р()-17 заключалась в том, что Паунд решил уравнение неправильно. Он не знал, что накануне "Тирпиц" по приказанию главкома кригсмарине (германские ВМС) гросс-адмирала Эриха Редера перебазировался в Альтен-фьорд в Северной Норвегии. Это рядом с островом Медвежий, мимо которого обязательно проходят маршруты всех полярных конвоев. Именно поэтому разведка не обнаружила его в Тронхейме.

Редер имел на руках два приказа Гитлера. Один предписывал атаковать конвой силами надводных кораблей. Второй запрещал это делать, если Редеру не будет известно точное местоположение ближайшего английского авианосца. На этот счет у немцев был свой военно-морской кошмар, связанный с "Бисмарком". Вскоре после победы над "Худом" линкор настигли самолеты с английского авианосца "Викториз". Потопить броненосную махину они не смогли, но одна торпеда повредила руль. После этого "Бисмарк" буквально порвали на части английские надводные корабли. Видимо, что-то подобное собирался проделать с "Тирпицем" адмирал Паунд. А адмирал Редер собирался этого избежать.

Ранним утром 5 июля немецкий самолет-разведчик обнаружил флот метрополии в 220 милях к северо-западу от острва Медвежий. Можно было рискнуть, и Редер рискнул. В три часа пополудни 5 июля "Тирпиц" во главе соединения из 10 вымпелов начал выходить из Альтен-фьорда.

Через несколько часов немцев обнаружила советская подлодка К-21 под командованием капитана второго ранга Николая Лунина.. Лунин выпустил по линкору 4 торпеды, но, судя по всему, промахнулся.

ДОПУСТИМЫЕ ПОТЕРИ.

Но доложить о выходе немецкой эскадры в море «К-21» смогла. Наверное, именно за это ее превратили в музей, который доныне можно посетить в Североморске. Через час немецкие корабли были замечены английской субмариной и еще через 20 минут — самолетом-разведчиком. Немцы перехватили и расшифровали все три радиограммы и поняли: их ждут. После это Редеру ничего не оставалось, как вернуть корабли на базу. На сей раз судьба хранила "Тирпиц", но это непринесло ему славы. До самого конца войны с суперлинкор без дела коптил небо в Альтен-фьорде, пока его не "достали" английские бомбардировщики.

Что было дальше, хорошо известно рооссийскому читателю и зрителю. Крейсеры Гамильтона еще долг искали "Тирпиц". В течение трех дней немецкие самолеты и подлодки топили беззащитные суда. Из 32 транспортов погиб 21, на дно ушло 210 самолетов, 430 танков, 3350 грузовиков, 99 316 тонн стального листа, боеприпасов и каучука. Из состава команд судов погибло 153 человека.

Впрочем, то, что случилось с РQ-17 в масштабах большой войны (особенно на советско-германском фронте), — капля в море. При проводке конвоев на осажденную Мальту подобный уровень потерь в британское флоте считался вполне допустимым. Вес по пытки порвать тельняшку на груди и линий раз крикнуть "Нас предали!", много раз предпринимавшиеся в советские времена, так и останутся спекуляциями, пусть даже и очень талантливыми.

ТРАГЕДИИ НА МОРЕ.

Наиболее сокрушительные морские битвы в годы Второй мировой развернулись на Тихом океане. Так, 7 декабря 1941 года в результате внезапной атаки почти полутысячи японских истребителей и бомбардировщиков на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе было потоплено сразу 8 линкоров и 6 крейсеров, уничтожено около 200 самолетов ВМС США. Погибло и ранено свыше 3500 солдат, матросов и офицеров армии Соединенных Штатов. Самый ощутимый ответный удар японцы получили в сражении у атолла Мидуэй. Это случилось 4—6 июня 1942 года. Тогда американскому флоту удалось отправить на океанское дно 4 японских авианосца и 1 крейсер.

Одновременно шла напряженная битва за Атлантику. И здесь решающим оказался 1942 год. Тогда на важнейших транспортных коммуникациях между США, СССР и Великобританией одновременно действовало до 100 фашистских подводных лодок. Лишь в течение апреля—октября они потопили множество гражданских судов и боевых кораблей общим тоннажем свыше 3962 тыс. тонн. И тем не менее гитлеровцы не сумели добиться главного — сорвать морские перевозки союзников, в значительной мере повлиявшие на исход войны.

Сергей ЗАЛЕССКИЙ, Сергей ИЩЕНКО, Труд.



Hosted by uCoz