"ФОКСТРОТ" С АМЕРИКАНСКИМ ФРЕГАТОМ.
20 лет капитан 2-го ранга Герман Александрович Мелихов отдал Северному флоту, куда после окончания Рижского военно-морского училища подводного плавания попросился сам. Просьбу молодого штурмана, как отличника учебы, уважили. Так он оказался в городке Полярный. Прошел путь от мичмана-стажера до командира подводной лодки. В те непростые годы довелось ему побывать во многих горячих точках, в том числе и у берегов Кубы. О каждом таком походе можно рассказать немало, но мы коснемся лишь двух глав его морской судьбы.
Карибская глава.
- В 1962г. я был старшим помощником командира подлодки. Поэтому деталей не знал. Но в Полярном стали готовить к походу 5 новых лодок, которые
только поступили. Удивило то, что так называемая
«обкатка» лодки обычно длится месяцами и должна включать в себя многое, в том
числе и стрельбы, и подготовку экипажа.
Здесь же все делалось срочно. Конечно,
это не афишировалось.
- Лично вы знали куда предстоит
идти?
- Нет, как и другие. С другой стороны, Северный флот жил в постоянном
напряжении. И хотя в Средиземное море
еще не ходили, но скучать было некогда.
В основном патрулировали в Северной
Атлантике, у нас было три противолодочных рубежа. Шла настоящая боевая работа. И куда кто собирался никто не знал.
В сентябре вышли мы, причем к нам добавились еще две лодки из старых, рассредоточились. Ведь каждая должна идти своим маршрутом, и никакой связи между ними. Но нельзя отставать от графика или уходить от маршрута. Есть такое понятие - подвижная точка. Она расчитывается по курсу при определенной скорости. Даже если у тебя что-то случилось или загнали противолодочные силы куда-то все равно должен нагнать время и оказаться в этой точке.
Потому что Москва или Североморск руководствуются тем, что в данное время твоя лодка находится там-то.
- Сколько шли?
- Уже не помню. К примеру, из Полярного
до Гибралтара хорошо форсированно я доходил за 14 суток. Но это когда уже припекало. Ну идем как обычно.
Единственное что настораживало, это то,
что при подвсплытии на связь становилось
выходить сложнее, и очень частые полеты
противолодочной авиации. Проходы в проливах в Европе не настолько широкие,
перекрыть можно. Чувствовалось, что-то
затевается. Нас призывали усилить бдительность, ответственность и т.д. Поясню
специфику подводников: по приказу
занимается такая-то точка в Северной Атлантике, потом следующая и т.д.. Так что вскоре мы поняли, что идем в сторону Кубы.
- К этому времени Штаты уже объяви
ли блокаду острова Свободы.
- Да, но до противолодочного барье
ра мы не дошли, заняв указанную точку.
По напряженной обстановке понимали,
что шутки плохи. Болтались долго, стала
кончаться пресная вода. Ночью пришел
танкер «Терек», заправили нас, а на следующую ночь должна была заправляться
75-я.
Вроде все сделали вовремя, но потом
вдруг зачем-то понадобилось накладные передавать с борта на борт. И тут
их засек американский самолет «Нептун»
- у него же прекрасный локатор.
Вышел прямо на них и врубил свой мощнейший
прожектор. Мы в перископ все это видели. Утром появились три американских
фрегата, взяли его по бортам в «клещи»
и повели на север, т.е. стали выталкивать.
Я потом долго анализировал случившееся
и, думаю, наши специально сделали это,
чтобы отвлечь внимание от чего-то другого. Но американцы сумели засечь еще две
из наших шести.
- И чем это закончилось?
- Им пришлось всплыть. Нет, не бомбили. Просто взяли в тиски и гоняли до тех
пор, пока батареи на подлодках не раз
рядились. Всплыли, запустили дизеля,
а американские фрегаты подошли и оттуда наблюдают с иронией. Но наша задание выполнила. Потом мне рассказывали, что командиров в Москву вызывалина разборку.
Тогда же особо не церемонились, начиная от самого Хрущева. Хотя, чего скрывать, выше головы не прыгнешь.
Став командиром я на своей ПЛ не раз уходил от американцев, но так ведь досконально знал ее возможности, уверен был в каждом члене экипажа. И вины тех командиров и поныне не вижу.
- Сколько времени вы там были?
- Где-то 2,5 месяца. А потом на север,
и ушли.
- Обошлись без знакомства с американцами?
- Тогда да, но опыт уже появлялся.
В 1973-м идем в надводном, а в ста
метрах - фрегат США. Вдруг приказ:
«Исполнить грунт!», т.е. срочное погружение. Плюхаешься вниз и под него
или в сторону. Я лично крутанулся и нырнул под колонну наших кораблей, а потом
ушел в сторону. Так же поступили еще две
советские подлодки. Тут уж американские
локаторы не могли пробить такое скопление наших кораблей.
А осень 1962-го помнит и супруга Лидия Михайловна, ибо в Полярном семьи тогда сидели в ожидании приказа в любой момент перебраться в бомбоубежище. Тревога висела в воздухе. А подлетное время ракет из США до Полярного составляло тогда 26-30 минут. Слава Богу, обошлось. Кеннеди и Хрущев поняли ужас Третьей мировой, которая так и не началась..,
Глава Средиземноморская.
Потом Герману Александровичу не раз приходилось бороздить южные широты, раз за разом уходя в «автономки». Впервые оказался на экваторе 4 июня 1967г. А в качестве командира лодки вышел в море в 1970 г. В Средиземке наши несли боевую службу - в заданных районах занимались поисками американских, английских и французских подводных атомоходов.
6 месяцев в море. Жара, в отсеках температура порой достигала 60 градусов, ребята работали в одних трусах. Но, нет худа без добра, когда возникала возможность после всплытия, и стирку устраивали прямо на свежем воздухе, даже фотография на память осталась.
- Шли все время под водой?
- Нет, ритм движения задается разный.
Но когда идешь на глубине, значит тако
ва задача. Но тут уже с той стороны нас
стараются вычислить. Один из наших
командиров Анатолий Нечаев вынужден
был всплыть - батареи разрядилась, а его
три поиско-ударные группы противолодоч
ные прижали у африканского побережья
в заливе. Так подошел фрегат, пока наши
заряжались, американцы предлагали даже
пообедать с ними.
- Доводилось контачить с американ
цами?
- Только по акустическим станциям.
А когда шли в надводном положении
то бывало. Подходит их фрегат и сопро
вождает лодку в ста метрах, снимая все
на камеры. Как и их патрульные самоле
ты - пока не сфотографируют стоящего на мостике (по логике это должен быть командир) видимо, для картотеки, то будут круг за кругом вокруг совершать. Иной раз поставишь кого-нибудь на свое место, а сам уходишь к морякам. И ничего не получалось - видно очень хорошо уже знали мою физиономию - мы же в одной Александрии сколько стояли, в Алжире.
- Расходились мирно?
- Кстати, есть договор с ними,
что над кораблем, над палу
бой и нашим и их летчикам
категорически запрещалось
пролетать. Помню, в 1967-м
в Атлантике на нашей плавбазе
испытывался новый противоло
дочный вертолет. А в том райо
не шел американский военный
транспорт. И пилот, забыв обо
всем, завис над ним и рассма
тривает. Такой международный
скандал был!
- А сбить вертолет
не могли?
- Нет. Более того.
Вот идешь,
переход открытый, погружать
ся не надо. Вдруг их самолет.
Возьмешь и схулиганишь,
уйдя под воду. Он сбрасы
вает акустические буи. Мы
тут же всплываем, подтаскиваем их, рассматриваем.
Правда, начальство ругало нас за это крепко. Но порой привозили на базу, сдавали в разведку, особенно новые, только появляющиеся. Так вот, главное. На этих буях предназначен самоликвидатор. Так они никогда их не ставили! Скажу откровенно, существовала и существует между военными моряками разных стран такая негласная солидарность.
- Но друг друга пасли?
- А как же иначе?
Холодная
война продолжалась, и иной раз выплескивалась в горячую. Мне «везло» на такие
точки - в 1962г. - Карибский
кризис, в 1967-м -тоже горячо на Ближнем Востоке, -
был в Северной Атлантике
и в Средиземке. В 1968-м -
у Болеарских островов несли
боевую службу, в 1973-м,
во время арабо-израильской
войны - от Кипра до Крита кур
сировали. Как где-то заваруха
-там оказывался и я. Конечно,
не один. Но три Новых года под
ряд довелось там встретить.
- Если не секрет, какой лод¬
кой командовали?
- Большой океанской под
лодкой «Б-57», которая
по американской классифика-
ции называется «Фокстрот».
Вооружение - 6 носовых торпедных аппаратов и 4 - кормовых, 22 торпеды запасные. Экипаж около 80 человек. Но иногда присоединялась и радиоразведка. И еще в автономку я брал по каждой спе¬циальности одного матроса. В итоге оказывалось на борту 90-91 человек.
- Сколько времени она
могла идти без всплытия?
- Все зависит от количества
экипажа, скорости и количе
ства патронов для регенерации
воздуха. Но 2-3 суток спокойно
ходили. Потом надо всплывать,
заряжать батареи. Ведь суще
ствует и обязательный график
сеансов связи, для чего прихо
дилось подвсплывать.
- Заходили в порты, где
наших баз не было?
- Конечно.
Вот в египетский
порт Мерса-Матрух, в 160 км
от Эль-Аламей в сторону Ливии,
моя лодка заходила вообще
первой. Там во время Второй
мировой войны под землей
находился штаб генерал-фель
дмаршала Роммеля и немецкая
авиабаза. Потом стояли наши
воздушные противолодочники.
Мне довелось побывать у них
в гостях, показали. Но таких моментов было немного. Море, которое в те годы было для меня домом.
От службы у Германа Александровича остались альбомы фотографий, Почетные грамоты и благодарности. Самая первая, «За высокие показатели в боевой и политической подготовке», была вручена от командующего Северным флотом адмирала Чабаненко еще старшему лейтенанту Мелехову 26 декабря 1959 г. А когда он прощался с флотом, то главком ВМФ, адмирал флота Советского Союза Горшков 13 сентября 1978 г. объявил ему письмен¬ную благодарность.
Среди наград есть и орден Красного Знамени, который он получил за один из походов в 1967 г.
А через несколько лет ему был вручен орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Было за что. Его подлодка постоянно была одной из лучших не только на Северном флоте, но и во всем ВМФ, о чем свидетельствуют и многочисленные публикации в различных изданиях.
Владимир ДУБРОВСКИЙ.
|