Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая



"ФОКСТРОТ" С АМЕРИКАНСКИМ ФРЕГАТОМ.

20 лет капитан 2-го ранга Герман Александрович Мелихов отдал Северному флоту, куда после окончания Рижского военно-морского училища подводного плавания попросился сам. Просьбу молодого штурмана, как отличника учебы, уважили. Так он оказался в городке Полярный. Прошел путь от мичмана-стажера до командира подводной лодки. В те непростые годы довелось ему побывать во многих горячих точках, в том числе и у берегов Кубы. О каждом таком походе можно рассказать немало, но мы коснемся лишь двух глав его морской судьбы.

Карибская глава.


- В 1962г. я был старшим помощником командира подлодки. Поэтому деталей не знал. Но в Полярном стали готовить к походу 5 новых лодок, которые только поступили. Удивило то, что так называемая «обкатка» лодки обычно длится месяцами и должна включать в себя многое, в том числе и стрельбы, и подготовку экипажа.

Здесь же все делалось срочно. Конечно, это не афишировалось. - Лично вы знали куда предстоит идти? - Нет, как и другие. С другой стороны, Северный флот жил в постоянном напряжении. И хотя в Средиземное море еще не ходили, но скучать было некогда. В основном патрулировали в Северной Атлантике, у нас было три противолодочных рубежа. Шла настоящая боевая работа. И куда кто собирался никто не знал.

В сентябре вышли мы, причем к нам добавились еще две лодки из старых, рассредоточились. Ведь каждая должна идти своим маршрутом, и никакой связи между ними. Но нельзя отставать от графика или уходить от маршрута. Есть такое понятие - подвижная точка. Она расчитывается по курсу при определенной скорости. Даже если у тебя что-то случилось или загнали противолодочные силы куда-то все равно должен нагнать время и оказаться в этой точке.

Потому что Москва или Североморск руководствуются тем, что в данное время твоя лодка находится там-то.

- Сколько шли?
- Уже не помню. К примеру, из Полярного до Гибралтара хорошо форсированно я доходил за 14 суток. Но это когда уже припекало. Ну идем как обычно.

Единственное что настораживало, это то, что при подвсплытии на связь становилось выходить сложнее, и очень частые полеты противолодочной авиации. Проходы в проливах в Европе не настолько широкие, перекрыть можно. Чувствовалось, что-то затевается. Нас призывали усилить бдительность, ответственность и т.д. Поясню специфику подводников: по приказу занимается такая-то точка в Северной Атлантике, потом следующая и т.д.. Так что вскоре мы поняли, что идем в сторону Кубы.

- К этому времени Штаты уже объяви ли блокаду острова Свободы.
- Да, но до противолодочного барье ра мы не дошли, заняв указанную точку.

По напряженной обстановке понимали, что шутки плохи. Болтались долго, стала кончаться пресная вода. Ночью пришел танкер «Терек», заправили нас, а на следующую ночь должна была заправляться 75-я.

Вроде все сделали вовремя, но потом вдруг зачем-то понадобилось накладные передавать с борта на борт. И тут их засек американский самолет «Нептун» - у него же прекрасный локатор.
Вышел прямо на них и врубил свой мощнейший прожектор. Мы в перископ все это видели. Утром появились три американских фрегата, взяли его по бортам в «клещи» и повели на север, т.е. стали выталкивать.

Я потом долго анализировал случившееся и, думаю, наши специально сделали это, чтобы отвлечь внимание от чего-то другого. Но американцы сумели засечь еще две из наших шести.

- И чем это закончилось?
- Им пришлось всплыть. Нет, не бомбили. Просто взяли в тиски и гоняли до тех пор, пока батареи на подлодках не раз рядились. Всплыли, запустили дизеля, а американские фрегаты подошли и оттуда наблюдают с иронией. Но наша задание выполнила. Потом мне рассказывали, что командиров в Москву вызывалина разборку.

Тогда же особо не церемонились, начиная от самого Хрущева. Хотя, чего скрывать, выше головы не прыгнешь.

Став командиром я на своей ПЛ не раз уходил от американцев, но так ведь досконально знал ее возможности, уверен был в каждом члене экипажа. И вины тех командиров и поныне не вижу.

- Сколько времени вы там были?
- Где-то 2,5 месяца. А потом на север, и ушли.
- Обошлись без знакомства с американцами?
- Тогда да, но опыт уже появлялся.

В 1973-м идем в надводном, а в ста метрах - фрегат США. Вдруг приказ: «Исполнить грунт!», т.е. срочное погружение. Плюхаешься вниз и под него или в сторону. Я лично крутанулся и нырнул под колонну наших кораблей, а потом ушел в сторону. Так же поступили еще две советские подлодки. Тут уж американские локаторы не могли пробить такое скопление наших кораблей.

А осень 1962-го помнит и супруга Лидия Михайловна, ибо в Полярном семьи тогда сидели в ожидании приказа в любой момент перебраться в бомбоубежище. Тревога висела в воздухе. А подлетное время ракет из США до Полярного составляло тогда 26-30 минут. Слава Богу, обошлось. Кеннеди и Хрущев поняли ужас Третьей мировой, которая так и не началась..,

Глава Средиземноморская.

Потом Герману Александровичу не раз приходилось бороздить южные широты, раз за разом уходя в «автономки». Впервые оказался на экваторе 4 июня 1967г. А в качестве командира лодки вышел в море в 1970 г. В Средиземке наши несли боевую службу - в заданных районах занимались поисками американских, английских и французских подводных атомоходов. 6 месяцев в море. Жара, в отсеках температура порой достигала 60 градусов, ребята работали в одних трусах. Но, нет худа без добра, когда возникала возможность после всплытия, и стирку устраивали прямо на свежем воздухе, даже фотография на память осталась.

- Шли все время под водой?
- Нет, ритм движения задается разный.

Но когда идешь на глубине, значит тако ва задача. Но тут уже с той стороны нас стараются вычислить. Один из наших командиров Анатолий Нечаев вынужден был всплыть - батареи разрядилась, а его три поиско-ударные группы противолодоч ные прижали у африканского побережья в заливе. Так подошел фрегат, пока наши заряжались, американцы предлагали даже пообедать с ними.

- Доводилось контачить с американ цами?
- Только по акустическим станциям.

А когда шли в надводном положении то бывало. Подходит их фрегат и сопро вождает лодку в ста метрах, снимая все на камеры. Как и их патрульные самоле ты - пока не сфотографируют стоящего на мостике (по логике это должен быть командир) видимо, для картотеки, то будут круг за кругом вокруг совершать.
Иной раз поставишь кого-нибудь на свое место, а сам уходишь к морякам. И ничего не получалось - видно очень хорошо уже знали мою физиономию - мы же в одной Александрии сколько стояли, в Алжире.

- Расходились мирно?
- Кстати, есть договор с ними, что над кораблем, над палу бой и нашим и их летчикам категорически запрещалось пролетать. Помню, в 1967-м в Атлантике на нашей плавбазе испытывался новый противоло дочный вертолет. А в том райо не шел американский военный транспорт. И пилот, забыв обо всем, завис над ним и рассма тривает. Такой международный скандал был!

- А сбить вертолет не могли?
- Нет. Более того.

Вот идешь, переход открытый, погружать ся не надо. Вдруг их самолет. Возьмешь и схулиганишь, уйдя под воду. Он сбрасы вает акустические буи. Мы тут же всплываем, подтаскиваем их, рассматриваем.

Правда, начальство ругало нас за это крепко. Но порой привозили на базу, сдавали в разведку, особенно новые, только появляющиеся. Так вот, главное. На этих буях предназначен самоликвидатор. Так они никогда их не ставили! Скажу откровенно, существовала и существует между военными моряками разных стран такая негласная солидарность.

- Но друг друга пасли?
- А как же иначе?

Холодная война продолжалась, и иной раз выплескивалась в горячую. Мне «везло» на такие точки - в 1962г. - Карибский кризис, в 1967-м -тоже горячо на Ближнем Востоке, - был в Северной Атлантике и в Средиземке. В 1968-м - у Болеарских островов несли боевую службу, в 1973-м, во время арабо-израильской войны - от Кипра до Крита кур сировали. Как где-то заваруха -там оказывался и я. Конечно, не один. Но три Новых года под ряд довелось там встретить.

- Если не секрет, какой лод¬ кой командовали?
- Большой океанской под лодкой «Б-57», которая по американской классифика- ции называется «Фокстрот».

Вооружение - 6 носовых торпедных аппаратов и 4 - кормовых, 22 торпеды запасные. Экипаж около 80 человек. Но иногда присоединялась и радиоразведка. И еще в автономку я брал по каждой спе¬циальности одного матроса. В итоге оказывалось на борту 90-91 человек.

- Сколько времени она могла идти без всплытия?
- Все зависит от количества экипажа, скорости и количе ства патронов для регенерации воздуха. Но 2-3 суток спокойно ходили. Потом надо всплывать, заряжать батареи. Ведь суще ствует и обязательный график сеансов связи, для чего прихо дилось подвсплывать.

- Заходили в порты, где наших баз не было?
- Конечно.

Вот в египетский порт Мерса-Матрух, в 160 км от Эль-Аламей в сторону Ливии, моя лодка заходила вообще первой. Там во время Второй мировой войны под землей находился штаб генерал-фель дмаршала Роммеля и немецкая авиабаза. Потом стояли наши воздушные противолодочники.

Мне довелось побывать у них в гостях, показали. Но таких моментов было немного. Море, которое в те годы было для меня домом.

От службы у Германа Александровича остались альбомы фотографий, Почетные грамоты и благодарности. Самая первая, «За высокие показатели в боевой и политической подготовке», была вручена от командующего Северным флотом адмирала Чабаненко еще старшему лейтенанту Мелехову 26 декабря 1959 г. А когда он прощался с флотом, то главком ВМФ, адмирал флота Советского Союза Горшков 13 сентября 1978 г. объявил ему письмен¬ную благодарность.
Среди наград есть и орден Красного Знамени, который он получил за один из походов в 1967 г.
А через несколько лет ему был вручен орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Было за что. Его подлодка постоянно была одной из лучших не только на Северном флоте, но и во всем ВМФ, о чем свидетельствуют и многочисленные публикации в различных изданиях.

Владимир ДУБРОВСКИЙ.



Hosted by uCoz