Баннер Главная. Баннер Новости флота . Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая



КУРС: УСТЬ-ДВИНСК - ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН.

«Ныне тихий район столицы Усть-Двинск в советское время был базой военно-морского флота Советского Союза, принимал иностранные суда и передавал наши корабли. Вспоминаю события, участником которых я был.


Индийская подводная лодка U641.

В 60-е годы прошлого столетия Индийская Республика решила приобрести для своего военно-морского флота несколько больших подводных лодок.

Военно-морское ведомство Индии создало комиссию для выявления лучшей подводной лодки водоизмещением до 2000 тонн.

После ознакомления с рядом подводных лодок капиталистических государств комиссия прибыла в Северодвинск, где Советский Союз представил подводную лодку типа «Б». Выбор был сделан в ее пользу (впоследствии такие лодки назвали UG41).

Оставалось утрясти детали жизнеобеспечения команды лодки в условиях длительного плавания в Индийском океане. Нужно было установить системы охлаждения воздуха — они в то время были только на атомных субмаринах.

Труднее было с обучением будущих экипажей индийских подводных лодок. В то время учебных центров по подготовке иностранных моряков Союз не имел.
Индийских офицеров послали на обучение на Русский остров под Владивостоком. Они приехали с семьями, с детьми. Дети пошли в детсад и за год и семь месяцев основательно подзабыли родной язык.

Советский Союз гарантировал строительство и передачу Индийской Республике восьми подводных лодок проекта U-641, по одной лодке в год — начиная с 1967 года. В начале декабря 1967 года первая подводная лодка, построенная на Ленинградском заводе, прибыла для передачи индийской команде в Усть-Двинск.

Церемония прошла торжественно, присутствовали командующий Балтийским флотом и военный атташе посольства Индии в Советском Союзе. «Крестная мать», жена одного из дипломатов посольства Индии, разбивает о правую носовую скулу лодки бутылку шампанского. Вечером торжества проходили в Золотом зале Дома офицеров.


Офицеры индийской подводной лодки "Кальвари" перед убытием на родину:
в центре капитан 2 ранга-инженер В. Саенко с индийскими моряками,
на заднем плане - сдатчики Ленинградского завода.


Командира звали Субра Маниан Кришна Свами. Боясь сломать язык, договариваемся о сокращенном обращении к нему — просто Суба. Он из обедневшей духовной касты браминов. Женат на дочери английского адмирала.

На учениях по подготовке подводной лодки к бою и походу офицерами штаба бригады подводных лодок было высказано много существенных замечаний. На них Суба отреагировал весьма своеобразно:
— Нам не нужны такие офицеры штаба, которые приходят на мою подводную лодку и делают замечания.

Так как мною было подано больше всего замечаний по электромеханической боевой части, я готовился к суровым выводам и к отстранению меня от работы с индийским экипажем лодки. Но мои действия в Москве были признаны правильными.

Офицеры были окружены правительством Индии почетом и вниманием. Отслужив 15 лет, они могли уйти в запас. Им выделяли землю, давали беспроцентную ссуду для строительства жилья и устанавливали пенсию, которая позволяла безбедно существовать до конца жизни.

Но жениться на иностранке разрешалось только с одобрения правительства. Один матрос, проходя обучение во Владивостоке, женился на русской девушке и тут же был отправлен в Индию. Молодая жена, не проведя с милым даже медового месяца, стала соломенной вдовой.

В середине апреля 1968 года подводная лодка «Кальвари» в сопровождении пришедшего из Индии эсминца ушла к месту постоянного базирования — в Бомбей. А за ней и семь остальных лодок.

Но я всегда помню, что первая уходила из Риги...

В. Саенко, ветеран ВМФ



Hosted by uCoz