ЛЕДОВАЯ ЭПОПЕЯ ПЕРИОДА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ НА МОРЕ
(Посвещается подводным силам России – Дню подводника 19 марта.
Один из эпизодов противостояния США – СССР)
Автор данных воспоминаний капитан 1 ранга Куликов Владимир Николаевич, бывший командир атомного подводного крейсера стратегического назначения (рпкСН) “К-436”, затем начальник штаба – заместитель командира отдельного соединения атомных подводных лодок Краснознамённого Тихоокеанского Флота.
После завершения Второй Мировой войны человечество не обрело желанного мира. Мировой капитализм не мог смириться с тем, что Советский Союз выстоял и победил в противостоянии с фашизмом. Началась, так называемая, “холодная война”, сопряжённая с гонкой вооружения не только на земле и в воздушном пространстве, но и на просторах Мирового Океана. Атомная бомбёжка японских городов Хиросима и Нагасаки была не сколько последним актом Второй мировой войны, сколько первым актом “холодной войны” против Советского Союза. “США сегодня – самая сильная держава, нет никого сильнее её, – заявил в то время презедент США Трумэн. – Обладая такой силой, мы должны взять на себя ответственность и руководство миром”. Америка была твёрдо намерена диктовать свою волю другим странам, нейтрализуя возможность появления претендентов на свой диктат миру.
В начале-середине пятидесятых годов прошлого столетия между США и НАТО с одной стороны и Советским Союзом вместе со странами Варшавского Договора – с другой, в военном отношении был достигнут некоторый паритет. Но в области освоения Мирового Океана, как арены противостояния, Советский Союз отставал. В первую очередь в строительстве атомных подводных лодок – могущих нести на своём борту баллистические ракеты с атомным зарядом.
9 сентября 1952 года И.В.Сталин подписал постановление Совета Министров СССР “О проектировании и строительстве объекта 627” – создание атомной подводной лодки. На основании этого Постановления, в обстановке чрезвычайной секретности, были сформированы две группы конструкторов и учёных, одной из которых, руководимой Владимиром Николаевичем Перегудовым, было порученопроектирование атомной подводной лодки , а второй, возглавляемой Н.А.Доллежалем, – её атомной энергетической установки. Научным руководителем всех работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки был назначен директор института атомной энергетики АН СССР академик А.П.Александров. Общую координацию работ осущестлял один из энтузиастов создания атомных подводных лодок – заместитель председателя СМ СССР В.А.Малышев.
Реализация стротельства атомных подводных лодок предполагалось в г.Северодвинске. Эта задача была успешно решена.На конец декабря 1963г. промышленностью было построено и передано в состав ВМФ 12 атомных противолодочных подводных лодок проекта 627-А. В течение шести лет (с 1958 по 1964 годы) была также успешно реализована широкомасштабная, уникальная для отечественного оборонного комлекса программа строительства серии из восьми атомных ракетоносцев проекта 658.. Подводный атомный ракетоносец “К-55”(о котором дальше пойдёт речь) в техническом отношении был наиболее удачным в этой серии из восьми ракетоносцев (он был третьим в серии после “К-19”и “К-33”). В состав ВМФ он был передан от промышлености в 1960 году.
Советское Правительство уделяло пристальное внимание вопросам реализации программы установления паритета в военном противостоянии двух мировых систем. Подводный ракетоносец “К-55” с начала ввода его в состав ВМФ и в последующие годы посетили многие члены Правительства и члены ЦК КПСС. В том числе: в 1962 году посетил Никита Сергеевич Хрущёв, который имел краткую беседу в штурманской рубке со мной. Сопровождал Н.С.Хрущёва Генеральный конструктор баллистических ракет морского базирования Виктор Петрович Макеев; в этом же году лодку посетил Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский: в 1966 году – председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС А.Я.Пельше; некоторые космонавты; не говоря уже о менее значимых персонах из руководства страны и видных деятелях государства.
Так как основное строительство атомного подводного флота велось в Европейской части СССР (в г.Северодвинске и в г.Горьком – в Сормово), для защиты Государственных интересов на Дальнем Востоке (Приморье, Японское море, Сахалин и Курилы, Охотское и Берингово моря, Камчатка) было принято решение о перебазировании части атомных подводных лодок с Северного Флота на Тихоокеанский Флот. Ниже приводится один из эпизодов реализации этой программы перебазирования в июле-сентябре 1968 года..Я, автор данных воспоминаний, капитан 1 ранга Куликов Владимир Николаевич, принял участие в данном перебазировании в должности старшего штурмана ракетной атомной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 658-М – ПЛАРБ “К-55”. На эту атомную подводную лодку я пришёл в январе 1962 года с дизельной подводной лодки “С-192”, на которой я служил с декабря 1960 года в Ура-губе и которой командовал в то время капитан 3 ранга, ныне живущий в г.Риге, известный ветеран-подводник котр-адмирал Акатов Альберт Васильевич.
Во второй половине 1967 года ПЛАРБ “К-55”, пройдя модернизацию в г.Северодвинске под новый ракетный коплекс с ракетами подводного старта, сменила место базирования в губе Западная Лица Кольского полуострова – первой “столицы” атомоходов подводного флота СССР, на губу Сайда – в бухту Ягельная (Кольский залив). В то время командовал лодкой “К-55” капитан 2 ранга Юрий Владимирович Перегудов – сын Генерального коструктора советских подводных атомоходов (см. информацию в начале статьи). В августе-октябре 1967 года ПЛАРБ “К-55” выполнила очередную двухмесячную боевую службу по защите Государственных интересов СССР в Северной Атлантике и в Саргасовом море. После отдыха и очередного отпуска перед экипажем была поставлена задача по подготовке к перебазированию “К-55” на Тихоокеанский театр. Предлагалось подготовку осуществить по двум вариантам: южный – из Баренцевого моря, через Атлантику, Индийский океан в Тихий океан – на Камчатку; и северный вариант – из Баренцевого моря, подо льдами Северного Ледовитого Океана в Тихий океан – на Камчатку. В ходе подготовки ракетоносец был подготовлен к двум предложенным вариантам. Окончательно Командованием Военно-морского Флота и Командованием Ракетных Стратегических Сил был утверждён северный вариант.
В первой половине 1968 года, подтвердив все задачи Курса боевой подготовки, выполнив практические торпедные стрельбы и пуск ракет, командир “К-55” капитан 2 ранга Ю.В.Перегудов доложил вышестоящему командованию о готовности к выполнению задач по защите Государственных интересов СССР. Особенностью этого перебазирования являлось наличие на борту “К-55” штатного ядерного оружия. До этого, при перебазировании с Севера на Тихий Океан, ядерное оружие подводные лодки на своём борту не несли. На “К-55” было загружено 18 боевых торпед, в том числе две торпеды с ядерной боевой частью, три баллистические ракеты, также с ядерными боевыми частями. Кроме того, после перехода на Тихоокеанский театр (всплытие в Чукотское море), планировалось без захода в базу на Камчатке продолжить выполнение боевой службы по защите Государственных интересов СССР на просторах Тихого Океана. Такая задача перед подводными лодками также ставилась впервые. Для обеспечения поиска полыньи при плавании подо льдами Северного Ледовитого Океана, на лодке дополнительно были установлены новые системы поиска полыньи и ориентации в ней подводной лодки, а также новый навигационный комплекс “Сигма” и радиосекстан “Самум” для определения места подводной лодки по Солнцу как из надводного положения, так и из подводного – с перископной глубины.
В начале июля 1968 года, соблюдая режим секретности и меры скрытности, выйдя из Кольского залива и погрузившись, атомный ракетоносец взял курс к Новой Земле. Подвсплыв под перископ у мыса Желания – северной оконечности Новой Земли, находясь вместе с командиром подводной лодки в боевой рубке, я увидел в перископ хмурое, серое небо, а на горизонте – ледяные поля и торосы, суровые и скалистые берега мыса Желания.. Невольно в сердце закралась тревога – благосклонен ли будет к нам бог морей – Нептун?
Ведь не зря с сотворения мира
Тебе молятся моряки,
Присвятая дева Мария
Не оставь меня, помоги!
“Ну что? Насмотрелся, штурман, на серые скалы? Опустить перископ! Боцман, погружаться на глубину 150 метров! Обе турбины полный вперёд ! Идём под лёд Северного Ледовитого Океана” – сковандовал командир. Начались напряженные часы и сутки плавания подо льдами Северного Ледовитого Океана. По данным полярной авиаразведки, полученной перед выходом в море, ледовая обстановка на всём протяжении маршрута перехода была сложной и неблагоприятный . Полыньи и разводью прогнозировались между подводными хребтами Ломоносова и Менделеева – в котловине Подводников, это резко снижало возможность всплытия из-подо льда в случае возникновения аварийной ситуации на борту подводной лодки. Маршрут перехода от Новой Земли на север был проложен между архипелагом Земли Франца-Иосифа и островами Визе, Ушакова и Шмидта – по желобу Святой Анны, до восьмидесят пятой параллели северной широты, затем по этой параллели на восток до меридиана сто семьдесят пять градусов западной долготы, затем на юг для выхода из-подо льда в Чукотском море. Где-то в районе обширной котловины Подводников дрейфовала очередная ледовая полярная станция “СП”, номер которой я , к сожалению, уже не помню. Прогноз ледовой разведки в большой степени оправдался. Чем выше к полюсу поднимался ракетоносец, тем толще становилась “крыша” из пакового льда, порой доходящего до десяти и более метров.
Проходя над подводным хребтом Ломоносова, я опознал место подводной лодки по глубинам с помощью эхолота. После прохода над подводным хребтом Ломоносова в котловине Подводников обнаружили полынью, по размерам позволяющую ракетоносцу всплыть в ней, чем мы и воспользовались. Всплыли в полынье в надводное положение. Как по заказу, стоял тихий полярный пасмурный день. Всё небо было за-крыто тяжелыми серыми тучами. Но это не было помехой для астрономического определения места радиосекстаном, позволяюшего определять место по Солнцу при сплошной десятибальной облачности, чем я и воспользовался. Невязка, т.е. ошибка счисления, составила допустимую величину погрешности для применения ракетного оружия. В отличной работе радио-секстана была большая заслуга командира электро-навигационной группы – младшего штурмана ракетоносца старшего лейтенанта Устинова Ю.М., старшины команды штурманских электриков мичмана Вьюхина Валентина. Попутно замечу, что в дальнейшем Устинов Юрий стал командиром атомного подводного крейсера стратегического назначения на Камчатке. Подышав полярным свежим воздухом, пофотографировавшись на фоне полярных льдов, мы опять ушли под воду.
Примерно за двое суток до выхода из-подо льда в Чукотском море, где нас должна была встречать плавбаза с походным штабом Тихоокеанского флота, на лодке произошло очень неприятное происшествие – у корабельного врача капитана медицинской службы Шаповалова А. воспалился аппендицит. Санбрат – матрос срочной службы, имел только трёхмесячную вра-чебную практику в базовом военном госпитале и ни разу не присутствовал на операции по удалению аппендицита. Врач Шаповалов принял очень смелое и рискованное решение: “Во избежание перитонита (воспаления брюшины), оперировать себя буду сам”. Кают-компанию подводной лодки во втором отсеке подготовили к операции. Ассистировал Шаповалову командир группы БЧ-2 (ракетная боевая часть) старший лейтенант Борисов Б., в последующие годы ставший командиром этой подводной лодки. Операция прошла успешно. Впервые в мире, в сложных условиях подводной лодки, на самом себе, Лёша Шаповалов сделал, казалось бы, невозможное !
Через двое суток подводная лодка вышла из-подо льда и всплыла в надводное положение. Произвели встречу с обеспечивающей всплытие в заданном районе плавбазой. После недавно прошедшего в этом районе сильного шторма, шла крупная океанская зыбь. Бедную плавбазу валяло как Ваньку-Встаньку, да и нас порядком мотало. Никакой речи о передаче на плавбазу прооперированного и смене походных штабов в таких условиях речи не могло идти. Старшиий походного штаба Тихоокеанского Флота командир Камчатской 45 дивизии подводных лодок контр-адмирал Чистяков Б. (кстати, в начале шестидесятых годов на Севере, в Западной Лице, он командовал этой подводной лодкой и хорошо знал меня и многих из членов экипажа, служивших под его началом) принял решение следовать к острову Врангеля и на его рейде произвести смену походных штабов и передачу прооперированного. Кроме того, группа ОСНАЗ (особого назначения: радио- и радиотехническая разведка) доложила, что с авиабазы на Аляске в наш район встречи вылетел американский самолёт-разведчик “Орион”.
Лодка погрузилась под плавбазу и вместе с ней пошла к острову Врангеля. На рейде острова, когда улетел американский самолёт-разведчик, лодка всплыла. Из-за крупной зыби, с трудом, но без потерь и травм, произвели смену походных штабов. Т.к. риск передачи в этих условиях прооперированного был крайне велик, котр-адмирал Чистяков Б. принял решение – оставить его на борту лодки. А ведь впереди предстояла полутромесячная боевая служба – без захода в базу в центральной части Тихого Океана, в районе Гавайских островов! Но приказ – есть приказ ! Небольшое отступление. Контр-адмирал Чистяков, во время ожидания всплытия ракетоносца, высаживал десант на остров Врангеля. На острове в растаявшем грунте был найден хорошо сохранившийся полутораметровый бивень мамонта. Этот сувенир контр-адмирал взял на лодку с собой.
Под Крышей Мира мы бывали,
Во льдах арктических всплывали...
Десант на Врангель посылали....
Там бивень мамонта нашли!
Берингов пролив форсировали в надводном положении. В Чукотском море, при следовании к Беринговому проливу в надводном положении, нас сопровождали два кита, которым, очевидно, нравился свист наших турбин. Киты резвились, подныривали под лодку и всплывали то с одного, то с другого борта, пускали свои фонаны.
Пройдя Берингов пролив и выйдя на глубины, позволявшие идти в подводном положении, погрузились и проследовали Беринговым морем к гряде Алеутских островов. Гряду форсировали также в подводном положении проливом Амчитка и вышли на просторы Тихого океана. Боевая служба прошла успешно. После её выполнения пришли в бухту Крашенинникова на Камчатке, к новому месту постоянного базирования, в состав Камчатской 45 дивизии подводных лодок. В компанию 1969 – 1970 годов подводная лодка “К-55” совершила два очередных автономных похода на боевую службу в просторы Тихого Океана по защете Государственных интересов СССР . Из состава ВМФ славный подводный ракетоносец был выведен в начале восьмидесятых годов прошлого столетия.
Когда мы были молоды!
(Всплыли в полынье)
Экипаж подводного атомного ракетаносца “К-55” на протяжении его существования формировался достойными, мужественными моряками-подводниками, беззаветно преданныхми своей стране и народу, высокоинтелектуальными и образованными людьми - гордости Военно-Морского Флота. Это не пустые слова! Приведу не полный список офицеров, служивших на атомном подводном ракетоносце “К-55” и их дальнейший послужной список:.
- первый командир – капитан 2 ранга Зверев Василий Иванович – в 1962 году поступил в Военно-Морскую Академию, с перспективой – после её окончания быть назначенным на до-лжность начальника штаба соединения атомных подводных лодок, или заместителем командира соединения атомных подводных лодок. Нелепая смерть – был ограблен и выброшен из электрички бандитами, когда ехал из Ленинграда на дачу. Бандиты не были найдены;
- в последующие годы подводным атомным ракетоносцем командовали: капитан 1 ранга Голубев Д. – во второй половине шестидесятых годов за выполнение боевой задачи по перебазированию атомной противолодочной подводной лодки проекта 627-А с Северного Флота на Тихоокеанский Флот получил высокое звание Героя Советского Союза;
- бывший командир подводного атомного ракетоносца капитан 1 ранга Чистяков стал ко-мандиром 45 дивизии подводных лодок на Камчатке, получив звание контр-адмирал;
- командир капитан 2 ранга Перегудов Юрий Владимирович – в последующие годы: офицер Главного Штаба ВМФ; офицер Генерального Штаба ВС СССР, работал в Женеве при обсуждении и согласовании Международного Договора по сокращению стратегических вооруженных сил – ОСВ-2; ушёл в отставку в звании вице-адмирала;
- командир – капитан 1 ранга Кольцов Анатолий Павлович – службу закончил в старшим офицером отдела боевой подготовки ВМФ (г.Москва) в звании капитана 1 ранга;
- командир БЧ-1 (старший штурман) капитан 3 ранга Куликов Владимир Николаевич – в последующие годы командир атомного подводного крейсера стратегического назначения (рпкСН “К-436”) на Камчатке; начальник штаба-заместитель командира отдельного соединения атомных подводных лодок Тихоокеанского Флота; ушёл в запас в звании капитана 1 ранга;
- командир электро-навигационной группы старший лейтенант Устинов Юрий Михайлович – в последющие годы: служил у меня старшим помощнком командира на атомном подводного крейсера стратегического назначения “К-436”на Камчатке; затем командовал атомным под-водным крейсером стратегического назначения; ушёл в запас в звании капитана 2 ранга;
- командир БЧ-2 (ракетная боевая часть) капитан 3 ранга Семёнов Анатолий Константинович – в последующие годы: командир 2-го экипажа атомного подводного крейсера стратегического назначения на Камчатке; офицер-преподаватель кафедры тактики ВСООЛК ВМФ (Высших специальных офицерских ордена Ленина Классов) г.Санкт-Петербург; ушёл в запас в звании капитана 1 ранга;
- командир группы БЧ-2 (ракетная боевая часть) Борисов Борис старший лейтенант – в по-следующие годы:командир ПЛАРБ “К-55”, преподаватель Учебного Центра, г.Пальдиски – центр по подготовке экипажей атомных новых строящихс подводных лодок и межпоходовой подготовки существующих атомных подводных лодок, ушёл в запас в звании капитана 1 ранга;
- командир БЧ-3 старший лейтенант Самсон Виктор Иванович – в последующие годы: в должности старшего помошника командира атомного подводного крейсера стратегического назначения совершил кргосветный поход:, награждён орденом В.И.Ленина, а командиру этого атомного подводного крейсера капитану 1 ранга Ломову Эдуарду присвоено звание Героя Советского Союза. В последующие годы Виктор Иванович Самсон был последним советским Военно-морским Советником у Фиделя Кастро на Кубе;
- начальник РТС старший лейтенант Блохон Валентин Евграфович – в последющие годы: командир атомной ракетной подводной лодки с крылатыми ракетами прокта 675 ТОФ; опративный дежурный Амурской Флотилии; ушёл в запас в звании капитана 2 ранга;
- первый командир БЧ-5 капитан 3 ранга Веселов Валентин – в последющие годы: офицер Главного Технического Управления ВМФ (г.Москва); ушёл в запас в звании инженер- капитан 1 ранга.
- командир 1-го дивизиона (дивизион движени) БЧ-5 инженер капитан-лейтенант Бочарников Владимир – в последующие годы: офицер ГТУ ВМФ (Главное Техническое Управление ВМФ), г.Москва; ушёл в запас в звании инженер - капитана 1 ранга;
- первый командир 2-го дивизиона (эликтро-технический) БЧ-5 инженер капитан-лейтенант Мирошниченко Олег – в последующие годы:офицер Военной приёмки ВМФ (г.Санкт-Пе-тербург); Районный инженер Военной приёмки; Начальник Районной приёмки (г.Санкт-Петербург), кандидат Военно-морских наук, ушёл в запас в звании инженер- капитана 1 ранга;
- командир группы КИПиА (контрольно-измрительные приборы и автоматика) 1-го дивизиона БЧ-5 Селищев Николай Никитович – в последющие годы: командир 3-го дивизиона (дивизион живуести) БЧ-5; командир БЧ-5 рпкСН; офицер ЭМС (электро-механической службы) Флотилии атомных пл пл на Камчатке; Начальник ЭМС Флотилии атомных подво-дных лодок – Заместитель Командующего Камчатской 2-ой Флотилии атомныж подводных лодок; ушёл в запас в звании инженер-капитана 1 ранга;
- началник химической службы инженер-старший лейтенант Новиков Андрей – в последющие годы офицер Военной приёмки ВМФ (г.Санкт-Петербург); кандидат Военно-морских наук, ушёл в запас в звании инженер капитана 2 ранга.
Список офицеров ПЛАРБ “К-55” с достоинством выполнившим свой лолг по защите Государственных интересов Отчизны можно было бы продолжить и дальше, но и того, что при-ведено в этом воспоминании, вполне достаточно, чтобы понять, что Флот Россия был, есть и будет !
Это моя первая попытка на литературном поприще. До этого мне приходилось составлять только казённые, сухие документы, приказы и инструкции, писать отчёты по выполнению боевых задач по защите государственных интересов Родины.
Дорогие друзья, сослуживцы, все подводники, как бывшие, так и настоящие, не судите меня строго за мою первую попытку поделиться с вами о пережитом – для меня и славном, и радостном, и грустном.
А это мой “пароход”, которым я командовал более семи лет:
Атомный подводный крейсер стратегического назначения
проекта 667 – А
ТТД рпкСН проекта 667 – А:
Тактико-технические данные атомного подводного крейсера стратегического назначения (рпкСН) проекта 667 – А в настоящее время опубликованы в открытой печати, кроме того сняты документальные кинофильмы, об этом проекте подводных лодок.
Основные ТТД:
– 10-ти отсечный; – длина около 130 м (длина футбольного поля 100-110 м); – ширина около 12 м; – осадка около 8м; – глубина погружения 400м; – полная скорость подводного хода 28 узлов; – два реактора; – на каждой “ноге”, то бишь линии вала, по 24 тысячи “лошадей”;– экипаж 115 человек, из них: 32 офицера, 54 мичмана и 29 старшины срочной службы; – перископная глубина для наблюдения в перископ – 17м, (если считать, что высота каждого этажа пяти-этажного дома составляет около 3-х метров, т.е. высота дома составляет порядка 15-16 метров), можно представить, что боцман, находящийся в центральном посту и управляющий с пульта подводной лодкой по курсу и глубине, сидит в подвале пятиэтажки, а вахтенный офицер, наблюдающий в перископ из боевой рубки за надводной обстановкой, находится под потолком пятого этажа дома и наблюдает в перископ; – “пароход” несёт 16 баллистических ракет с атомным зарядом и 18 торпед, из них 2 тоже с атомным зарядом; – автономность около трёх месяцев, т.е. после выхода из базы рпкСН погружался и в течение несения боевой службы по защите государственных интересов страны на просторах мирового океана в надводное положение не всплывал.
После выполнения боевой задачи в автономном плавании и возвращения в базу, происходила передача лодки второму экипажу, затем на 20 суток весь экипаж направлялся в санаторий Паратунка (Камчатка) и, если в текущем году экипаж не был в очередном отпуске, то разлетались по Союзу в отпуск.
По окончанию отпуска и сбора экипажа: доукомплектование личным составом и самолётом в учебный центр на межпоходовую подготовку на месяц-полтора в г.Пальдиски (Эстония).
По окончанию межпоходовой подготовки и возвращения на Камчатку – повторение цикла.
Такая цикличность позаимствована у американцем. В таком режиме я прокомандовал своим “пароходом” почти семь лет.
И, если учесть, что каждая из головных частей 16 баллистических ракет по своему тротиловому эквиваленту в несколько раз (а то и в десятки раз) превосходит тротиловый эквалент бомб, сброшенных американцами на Хиросиму и Нагасаки, можно судить о психологической нагрузке и моральной ответственности командира за порученное ему дело.
Честь имею ! Владимир Куликов.
(Бывших подводников не бывает !)
Небольшое лирическое отступление:
(автор приведённых ниже стихов капитан 3 ранга в отставке Аникин Всеволод,
я внёс только совсем маленькую корректуру и изменения).
СВОЙ ПУТЬ У КАЖДОГО ИЗ НАС
(Посвящается выпускникам Рижского ВВМУ п/п)
Мы на прощание присядем,
Свой путь у каждого из нас:
Со дня принятия Присяги –
До увольнения в запас!
А начиналось всё с проблемы:
Как пристягнуть к голландке гюйс?
Нас в люди вывела “Система” –
Так звали мы систему ВМУЗ.
Под небом пасмурным, свинцовым
Мы в стройно - зыблемом “строю”
Не раз на набережной Даугавы
Встречали праздничный салют.
Шумели годы как знамёна,
Начала вспомним всех начал,
Когда нам кортик и погоны
Вручал с дипломом адмирал.
И лишь любительские фото
Напомнят месяц нам и год,
Про то, как лейтенанты Флота
Впервые прибыли на Флот!
И было море нам без края,
А жизнь – из радостей, без бед
И наша вахта ходовая
На тысячи миль и сотни лет!
Здесь слава крейсера “Варяга”
Нас осеняла столько раз...
Со дня принятия Присяги –
До увольнения в запас.
И мы прошли под нашим Флагом ,
Такое в жизни... Столько раз...
Со дня принятия Присяги –
До увольнения в запас!
От адмирала до салаги
И долг, и путь один у нас....
Со дня принятия Присяги –
До увольнения в запас!
Одни мечты у нас и песни,
А если гнев – единый гнев,
И мы гордимся тем, что вместе
Мы Русский Флот – мы ВМФ!
СИНЕ – БЕЛАЯ ПОЛОСА
Сине-белая полоса
Вместе с нами идёт по жизни.
Сине-белая полоса...
Знак служенья родной Отчизне!
Белой пеной кипит форштевень,
Над тайфунами – глаз синева,
Ром и кавальдос старых таверен
В нашей памяти навсегда.
Парус мачты, конечно, белый,
В синих брызгах глаза подруг,
Вновь по курсу у нас Фареры,
Вправо рыскнул компаса круг.
Что по курсу? Сплошные мели.
Пирс желанный уже вблизи,
Чайки белые уже улетели,
В клювах нашу судьбу унесли.
Сине-белая полоса –
Это рок , это жизни счастье,
Это подвиг и наш позор,
Сине-белых полос узор....
|