Баннер Главная. Баннер Новости флота. Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая





Михаил Саранчук

Саранчук

КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ. КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ.

Родился 27 сентября 1926 года в городе Свободный, Амурской области, русский, отец работал на железной дороге. В 1943 году окончил 10 классов средней школы № 60 в г. Свободный, сразу же был направлен в город Владивосток в Тихоокеанское Высшее Военно-морское училище.

Успешно сдал вступительные экзамены, принял военную присягу и 6 августа 1943 года я был зачислен курсантом 1 курса.

После окончания 2 курса в августе - сентябре 1945 года участвовал в боевых действиях в войне против Японии на катере морском охотнике «МО - 20» 12 Отдельного дивизиона морских охотников ТОФ, временно исполнял обязанности помощника командира. За проявленное мужество я награжден Медалью Нахимова.

В октябре 1945 года в составе 3 курса переведен в Каспийское ВВМУ в город Баку.

В апреле 1947 года по окончании училища я выразил желание служить на подводных лодках по штурманской специальности. Назначен командиром рулевой группы Краснознаменной подлодки «Л - 3» Черноморского флота в город Севастополь. В июне 1948 года был назначен командиром БЧ-П-Ш Краснознаменной подводной лодки «С - 31» (типа «Сталинец») 154-ой Бригады подводных лодок Черноморского флота в город Поти.

На этой же бригаде очередное мое назначение было помощником командира подлодки «С -207» (типа «Щ») в начале 1951 года.

С этой должности в сентябре 1951 года я уехал на учебу в Ленинград на Высшие специальные классы офицерского состава. В сентябре 1952 года окончил курсы командиров подводных лодок при Краснознаменном учебном отряде подводного плавания имени Кирова в Ленинграде и назначен старшим помощником командира подводной лодки «С-132» 40-й дивизии ПЛ ТОФ в город Владивосток.

Очередное воинское звание капитан - лейтенант мне было присвоено в октябре 1952 года, а в марте 1953 года я был назначен командиром малой ПЛ «М - 283» (15 серии) 40-й Дивизии. Бригада «малюток» базировалась в городе Находка. Уже в мае месяце моя лодка была поставлена в завод для переоборудования, а меня перевели командиром на действующую ПЛ «М - 288», которая в короткие сроки выполнила все задачи курса, была введена в первую линию и успешно участвовала в учениях Тихоокеанского флота. За успехи в боевой подготовке в 1954 году мне досрочно было присвоено воинское звание капитал 3 ранга

В конце 1954 года меня назначили командиром подлодки типа «Щука» «С - 131». Все оставшиеся в строю подводные лодки этого типа, были включены в бригаду лодок, базировавшуюся в заливе Владимир (бухта Ракушка). Подводная лодка «С-131» выполнила все задачи боевой подготовки. По итогам 1955 года, за высокие показатели в боевой и политической подготовке экипаж бьл премирован в приказе Командующего флотом.

В марте 1956 года, при очередном погружении на лодке были обнаружены трещины в тубусе верхнего рубочного люка, - подлодка была выведена из состава 1-ой линии.

В апреле 1956 года я был срочно направлен в город Баку и там назначен командиром вновь построенной ПЛ «С-290» проект 613 прибывшей на Каспий для проведения сдаточных ходовых испытаний. На лодке я сменил, отстраненного от должности командира Герасимова Владимира. Лодка была принята от промышленности в плановые сроки и совершила переход на Северный флот в порт Молотовск.

Служба продолжалась, и в январе 1957 года меня назначили на должность командира подводной лодки «С-166» Краснознаменного Балтийского флота в город Лиепая. В это же время мне присвоено воинское звание капитана 2 ранга.

Подводная лодка выполнила полный курс боевой подготовки и в 1957 году введена в 1-ю линию.
По итогам следующего 1958 года «С-166» отмечалась, как лучшая лодка в Бригаде по боевой подготовке, меня премировали ценным подарком. Я считался подготовленным командиром подводной лодки, освоившимся на новом театре.
Служба шла нормально, легко без замечаний.

В марте 1959 года меня направили советником по боевой подготовке арабских подводных лодок в Египет, Выполнять свои обязанности было непросто. Выходил в море с арабскими экипажами, проводил учебные торпедные атаки с их командирами, консультировал командира соединения лодок. В течение года командировки я числился командиром подводной лодки «С-356» находившейся в консервации в г. Риге.

После годичной командировки при возвращении в Ригу, мне пришлось участвовать в учении по вводу в строй лодки стоящей в консервации. Приписной личный состав призывался на учебные сборы, лодку вводили в строй, выполняли некоторые задачи и вновь корабль консервировали. Экипаж успешно справился с поставленными задачами и уложился в сроки.

В начале 1960 года меня утвердили кандидатом на учебу в Военно-морскую академию, однако при прохождении медицинской комиссии у меня обнаружили затемнение в верхушке легкого (туберкулез). По медицинским показаниям я был признан негодным к службе на подводных лодках и к учебе в академий.

Эти обстоятельства совпали со значительными сокращениями советских вооруженных сил и флота в том числе. В конечном итоге 14 марта 1961 года я был уволен по состоянию здоровья в отставку с исключением с учета.

Дальнейшие события развивались более благоприятно. После непродолжительного лечения я, будучи практически здоров, прошел медицинскую комиссию и поступил в плавсостав Латвийского морского пароходства. Некоторое время работал 2-м помощником капитана, затем старшим помощником, пока наплавал ценз для получения диплома капитана дальнего плавания. С апреля 1964 года начал плавать капитаном сначала на небольшом танкере «Вентспилс», затем через два года на более крупных судах пароходства. За продолжительные года работы на различных судах Латвийского пароходства, зарекомендовал себя требовательным руководителем экипажа, способным решать разные производственные задачи, выполнять сложные различные рейсы.

Все эти годы я никогда не забывал о достоинстве и высоком звании военного моряка-подводника. Это нормально воспринималось экипажами, ко мне относились с особым уважением, хотя я никогда не подчеркивал своего подводного воспитания.

26 лет я отработал на судах Латвийского морского пароходства, плавая на всех океанах, а в 1988 году по возрасту и здоровью перешел на береговую работу. Огромный опыт и знания, приобретенные за десятилетия плавания в морях и океанах, позволили стать преподавателем Латвийской морской академии. Будущим судоводителям с 1989 до 1998 год преподавал предметы: безопасность мореплавания и технологию морских перевозок. Постоянно стремился добросовестно передать свой опыт молодым штурманам, но из-за незнания государственного языка пришлось уволиться,

С 1999 года нахожусь на пенсии. С 17 летнего возраста до 62 лет, почти непрерывно я был связан непосредственно с морем - занимался делом, о котором мечтал со школьных лет. Я счастливый человек. Конечно, плавание в море на подводных лодках и на судах торгового флота не легкие прогулки. В долголетней практике случались серьезные трудности, бывали и тяжелые испытания, но с ними успешно справлялись подготовленные к работе на море экипажи, с которыми мне доводилось работать вместе. Надо только уважительно и заботливо относиться к людям, с которыми вышел в море!

Такова была моя служба и работа на море, если писать об этом кратко.

Капитан 2 ранга
Саранчук Михаил Иванович




Hosted by uCoz