МЕЧТА НАЧАЛАСЬ ... С КОРТИКА.
Профессиональное училище дает рабочую профессию и раскрывает таланты.
В сентябре у учащихся первого курса ПУ №2 состоялась необычная встреча. О своей жизни и судьбе рассказывал ребятам человек с фамилией, которая почему-то отправляет к доброй старине, когда в многолюдных русских семьях с незыблемыми нравственными устоями рождались удивительные люди -надежные, крепкие духом и телом, истинная опора семьи и нации. Имя этого человека - Петр Гаврилович Табатчиков. Он - выпускник ремесленного училища №2, получивший свидетельство об окончании и присвоении квалификации токаря в 1945 году. Невысокий седоватый крепыш а кителе военного моряка сразу же овладел вниманием зала. С особым вниманием слушали мальчишки: захватывали эпизоды необычной судьбы, как и у них, начавшейся здесь, в стенах, казалось бы, самого обычного ПТУ.
Петр Гаврилович Табатчиков родился в селе Аткуль, относившемся ранее к Убинскому, а затем - Каргатскому району нашей области. Село, к счастью, не постигла участь множества других, которых уже нет на карте. Оно существует до сих пор, и Петр Гаврилович, раз в несколько лет приезжая в родные места, обязательно там бывает, проведывает могилы родных людей. Не поклониться предкам - большое неуважение и к ним, и к своему началу, к своим корням, а значит, и к самому себе. Посетить родные места для Петра Гавриловича сегодня - задача не из легких, потому что судьба увела его очень далеко, до самого Балтийского моря, где после развала страны он и остался в Латвии.
А начиналось все так. Шел по Красному проспекту офицер в черной форме с кортиком на поясе. Мальчишка-подросток в одежде ремесленника несколько кварталов бежал за ним: "Дяденька, дяденька, покажи кортик!". Так с юмором начал свой рассказ П.Г.Табатчиков об этой определившей его судьбу случайной встрече на улице Новосибирска. "А был я тогда темноват, увидел этого человека и дух захватило: ой, какой он - с кортиком! Куда мне -деревенскому, до этого офицера! Думал: да этого мне не видать, ведь я почти без образования. Недосягаемо.К тому времени окончил Петр семь классов в родном селе. Зиму учился, лето работал в колхозе, помогал отцу - колхозному конюху. Мама тоже была колхозница, работала дояркой, свинаркой. Детей в семье было трое. Старшая сестра еще до войны уехала в Новосибирск, стала домработницей. В 1942 году, когда Петр заканчивал шестой класс, отца забрали на фронт. "Я занял его место, работал на жнейке, убирал хлеб с другими подростками односельчанами. Лошади цугом шли впереди, а я управлял ими. Шел мне тогда 14-й год, а работал я уже, как взрослый", -эти слова ветерана для современных учащихся - история. Что такое жнейка, по
головная мобилизация, жизнь впроголодь они знают лишь по книгам и рассказам старших. А для П.Г.Табатчикова все это - живая память. Вместе с П.Е.Корнишовым, ветераном ПУ №2, знакомство с которым идет еще из ремесленного училища, нынешнего ПУ № 2, куда он попал при помощи сестры после гибели отца в 1943 году, они вспоминают, как жили, учились, работали в те времена. Работали на токарных станках, как взрослые, в три смены, подставляя ящик, чтобы доставать до резцов. Опоздания и отлучки без уважительных причин карались сурово, по законам военного времени. Детали, которые вытачивали, были под номерами, и официально никто не знал, что это такое. Но все догадывались, что это были детали к снарядам новейшего орудия - теперь легендарной "Катюши". В 1946 году ребята получили за эту практически взрослую и бесплатную работу медали "За доблестный труд в ВОВ".
Мастер, к которому попал П.Г.Табатчиков, использовал даровую рабочую силу в своих интересах. Поэтому позже Петр перешел в группу, где старостой был Володя Шайтанов. Он, как и Павел Егорович, был мастером, выдвинутым из учащихся. "Потом его взяли на фронт, и он погиб, а был старше, всего, наверное, на год. Мы даже спали в одной комнате, он - внизу, я - наверху, - рассказал Петр Гаврилович. - Здесь ведь и общежитие размещалось. Нас обворовывали, залезали на этаж по пожарной лестнице. Заходили, вытрясали нас из постелей, забирали простыни, наволочки и уносили, а мы оставались на голых матрасах. Это была война". Получив свидетельство об окончании и немного поработав на заводе, Табатчиков вновь вернулся в здание училища, где с 1947 года стал размещаться еще и индустриально-педагогический техникум. Получал диплом мастера производственного обучения и направление на работу в Челябинск, в ремесленное училище, Петр Гаврилович уже человеком семейным, имея жену и маленькую дочку. На новом месте работы вскоре стал комсоргом, и судьба свела его с человеком, оказавшим огромнее влияние на его жизнь. Валентин Солнышкин. первый секретарь райкома комсомола, был капитан-лейтенантом, офицером флота, уволившимся в запас по состоянию здоровья. "Я ему рассказал, как мечтал стать морским офицером. Однажды он предложил мне поехать на учебу в военно-морское училище, куда военкомат должен был направить коммуниста.А к тому времени в семье уже вторая дочка появилась", - продолжал Петр Гаврилович. Жена дала согласие, и уехал Петр Гаврилович на учебу в Ленинград, в военно-морское училище, еще раз круто поменяв свою жизнь.
По окончании училища был Балтийский флот, эскадренный миносец "Сокрушительный". Позже
- снова учеба,военно-политическая академия в Москве, после которой П.Г.Табатчиков служил на самых современных подводных лодках. Это
было первое поколение атомных подводных лодок, та самая первая их флотилия, которая в мирные дни дала шестнадцать Героев Советского Союза. В послужном списке офицера-подводника Табатчикова - многомесячные походы с выполнением сложнейших задач, аварии, пожар, облучение-такое, что сегодня среди его документов есть и чернобыльское удостоверение, которое выдается лишь тем, кто получил сверхдопустимые дозы облучения. Есть и память о друзьях-офицерах, не вернувшихся из глубинных походов. И все это - та самая жизнь, к которой деревенский подросток из крестьянской семьи шел упорно, настойчиво, целеустремленно.
Он ушел в запас капитаном первого ранга. Это - блестящая карьера, если учесть, что звание лейтенанта он получил в двадцать девять с половиной лет, а не в двадцать два, как другие. Имеет немало наград, среди которых два ордена.
Но все это произошло не само собой. Обретя, казалось бы, неисполнимую мечту - стать моряком, затем - военным офицером, он неустанно и целеустремленно шел к ней, используя любую открывавшуюся возможность. А какое отношение ко всему рассказанному имеет ремесленное училище? На мой взгляд, самое прямое. Именно здесь, выстаивая на яшиках у станка трудную смену без скидок на возраст, дети войны закаляли характер, учились одолевать трудности и добиваться цели. Эта суровая школа потом помогла им в жизни. Может быть, поэтому Петр Гаврилович из всех военно-морских специальностей выбрал самую сложную - специальность офицера-подводника. А еще потому, что, по его словам, нигде нет больше такого равенства, как на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают.
П.Г.Табатчиков считает себя счастливым человеком. Состоялась его мечта, его биография, состоялась его семья. Более пятидесяти лет рядом с ним жена - человек который хорошо его понимает, на которого он всегда мог опереться. Зятья, а теперь и внуки тоже связали свою жизнь с морем. Сам он по-прежнему не может сидеть без дела: занимается журналистикой. А в не так давно созданной Международной интернациональной ассоциации подводников исполняет обязанности вице-президента ассоциации в Латвии. И главным его пожеланием ребятам, пришедшим на эту встречу, стало пожелание уметь видеть свои перспективы и добиваться цели, ведь профессиональное училище дает каждому своему ученику возможности и получить профессию, и открыть в себе то, о чем ты даже не подозреваешь.
В.Афанасьева
Учащиеся ПУ №2 о встрече с выпускником училища П.Г. Табатчиковым.
Галина Ровкина, группа художников-оформителей.
Впечатление от встречи с выпускником хорошее. Мало кто из нашего поколения знает, как проходила жизнь в те далекие годы, годы войны. П.Г.Табатчиков рассказывал о том, как он рос, учился. Рассказал нам и о подводных лодках. Когда Табатчиков рассказывал нам о своей жизни, невольно в сознании представлялись образы тех лет, тех людей... Так почему же никто из нашего поколения не изучает этот отрезок времени, ведь в нем заключается наша жизнь, наша свобода? Желаю П.Г.Табатчикову крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Ирина Яровикова, группа художников-оформителей.
Несколько дней назад я ходила в актовый зал нашего училища. Там проходила встреча с выпускником нашего училища Петром Гавриловичем Табатчиковым. Он рассказал нам о том, как проходило его детство, как он был обычным крестьянским мальчишкой. Мне понравилось, что он - простой деревенский мальчик - добился такого успеха! Он помог своей Родине! У меня накопилось очень много ярких впечатлений от встречи с этим прекрасным человеком, и очень хочется, чтобы в будущем нашей страны были такие же великие, усердные и стойкие люди.
|